Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет

Страница 6

Привлекательность КСК как средства преодоления коммуникативного дефицита объясняется рядом причин чисто психологического характера. В КС-коммуникации отсутствует предварительная категоризация и оценка партнера по внешним данным; снимается проблема, связанная с трудностью быстрого формулирования своих мыслей в ходе прямого диалога между людьми; имеется возможность пробных коммуникативных действий и их коррекции (отрабатываются навыки общения); выработанные коммуникативные нормы не требуют ритуала представления партнеров друг другу, всегда имеется возможность прямого обращения; нивелируются внешние, социальные, половые, возрастные, имущественные, географические характеристики партнера; возрастают возможности коммуникативной мистификации - игрового обращения от имени выдуманного персонажа. Психологическая гибкость, многоликость общения увеличивается. Причиной этого является возможность сохранения «психологической анонимности» вследствие субъективной регулируемости и произвольности компьютерной коммуникации.

При выборе партнера по коммуникации, очевидно, что коммуникативная компетентность и ориентировка расширяются по сравнению с ситуацией применения традиционных форм опосредованного общения. Возможны прямые и непрямые способы ориентировки. Прямой способ предполагает получение информации путем доступа к удаленным источникам. Непрямой включает предположения, касающиеся компетенции возможного партнера, выведенные на основе анализа его обращений к различным подсистемам и информационным источникам, его активности в телеконференциях и др. В поле КС - коммуникации постоянно возникают новые опосредствованные способы ориентировки в среде возможных и актуальных партнеров.

КС - коммуникацию можно охарактеризовать как глубоко личностный, психологически насыщенный процесс. При работе в КС снижается действие защитных механизмов личности, угасает внешняя по отношению к мыслительной и коммуникативной деятельности социально престижная мотивация, которая выражается в ориентации на внешнюю оценку, стремлении соответствовать социальным нормам, наилучшим образом выглядеть в глазах других. Вследствие отсутствия прямого контакта возникает эффект «психологической анонимности» - личностной защищенности от внешнего контроля. Человек получает возможность раскрыться, проявить наиболее глубокие и индивидуальные детерминанты своего поведения, перейти от формально-ритуализованного, нормативно- ориентированного общения к более глубоким личностно- интимным, индивидуализированным коммуникативным уровням.

Анализ свойств КС как новой коммуникативной среды приводит к заключению о том, что применение компьютерных технологий существенным образом преобразует и сферу личностной, мотивационной регуляции деятельности субъекта. Это преобразование затрагивает не только коммуникативную, но и мыслительную, мотивационную и эмоциональную сферы человека.

Применение быстродействующих дистантных средств коммуникации перестраивает сферу восприятия субъектом временных и пространственных соотношений коммуникативной среды. Возрастает психологическая компактность коммуникативного времени и пространства. Несущественные для содержания общения обстоятельства (например, время передачи сообщений и удалённость партнёров), играющие важную роль при обычном общении, в ходе КСК отступают на второй план по сравнению с существенными обстоятельствами - общностью интересов и целей партнеров, их коммуникативной и личностной совместимостью.

Сравним психологическую ситуацию отправления традиционного письменного сообщения (письма или телеграммы) с отправлением сообщения в КС. Составляя письмо, человек обычно делает поправку на то, что оно будет получено другим партнером по прошествии определенного времени. За время между написанием и прочтением письма часть содержащейся в ней информации объективно и психологически устареет. Соответственно пишущий письмо старается сообщить относительно устойчивую «долгоживущую» информацию. При этом многие ситуативно-актуальные моменты опускаются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Воспитательные функции хореографического искусства
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эстетиче ...

Психологическая классификация компьютерныхигр. Специфика ролевых компьютерных игр
Под "компьютерными играми" подразумевают широкий класс программ и технических устройств, на которые они инсталлированы. Выводы о влиянии компьютерных игр не учитывают в полной мере такие важные параметры, как содержание компьютерной игры и ее сложность, т. е. те когнитивные и моторные нав ...

Организации работы по формированию основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном развитии
Как известно, для детей основным видом деятельности является игра. Поэтому при составлении плана было решено использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность детей, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений при учете видов отклонений в эмоци ...

Навигация