Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ №19 «Солнышко» г. Кумертау.
Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного возраста. В состав экспериментальной группы вошли 15 детей с ОНР II-III уровней. В состав контрольной группы вошли так же 15 детей посещающие подготовительную группу. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития.
Для определения особенностей эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики:
д. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);
е. Рисуночный тест «Кактус»
ж. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
з. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
По окончании констатирующего исследования мы сделали вывод:
· чувство незащищенности и тревожность свойственны детям обеих групп, но у основной массы детей экспериментальной группы отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии. Тогда как у детей контрольной группы таких отрицательных эмоций не отмечено;
· у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. У обследованных нами детей с нормальным речевым развитием напротив вообще отсутствует проявление таких качеств как импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей намного стабильнее, чем у детей с ОНР.
· в экспериментальной группе основная масса детей продемонстрировала наличие страхов выше возрастной нормы , тогда как дети контрольной группы 100% продемонстрировали наличие страхов в пределах нормы.
· у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.
Формирующий эксперимент проходил в течении 4 месяцев с октября по декабрь. Занятия проводились в первой половине дня, по 30 минут в речевой группе. Коррекционная работа проводилась по двум основным направлениям:
Коррекция тревожности и коммуникативных навыков;
Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез по изучению эмоционального развития детей с ОНР с использование тех же методик, что и на констатирующем этапе.
В целом по исследованию мы сделали вывод: цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.
Материалы по педагогике:
Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном
возрасте
На формирование мотивации влияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее с ...
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...
Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов
Контрольный эксперимент был проведен с 17 марта 2010 года по 31 марта 2010 года. На основании проведенной коррекционной работы с экспериментальной группой были получены следующие результаты. В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к логопедическим занятиям. Прежде всего, ...