Интеграция как фактор комплексного обучения

Страница 2

Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса: конкретного занятия, деятельности исходя из задач и возможностей детей. Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития учащихся в двух или более направлениях образовательной деятельности преподавателями и специалистами, работающими с одним классом, с одной группой детей.

В понимании современной педагогики интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Корни процесса интеграции лежат в далёком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. Идея использования межпредметных связей и интеграции искусств в педагогическом процессе родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Великий дидактик Я.А. Коменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». К идее интеграции обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её.

На рубеже XIX-XX столетий идея интегрирования приобретает ведущий характер. На смену прежнему предметоцентризму пришли комплексные темы-круги, концентрически расширяющиеся по мере взросления ребёнка: семья – школа – район – город – страна – человечество – вселенная. Соответственно расширялось и содержание образования. В отечественной педагогике начала XX века было немало интересных поисков на пути интегрированного подхода к образованию и воспитанию. В начальной школе наиболее перспективное продвижение в данном направлении было осуществлено «Кружком Московских городских учительниц» (1910-1915 г.г.) под руководством педагога-новатора Н.И. Поповой. Учителя выработали собственную оригинальную программу, в основе которой находилась идея интегрированного курса в начальной школе. Большое внимание к интеграции учебного материала, установлению межпредметных связей уделялось в материалах реформы школы, предпринятой в 1915-1916 годах под руководством министра народного просвещения графа П.И. Игнатьева. В плане этой реформы предполагалось ввести специальный курс «Родиноведение», главным содержательным элементом которого явились бы такие области знаний, как природа, человек, материальная, духовная, общественная культура человека.

Своего апофеоза интегрирование достигло в отечественной педагогике в 20-е годы XX столетия. Схемы ГУСа (Главного Учёного Совета) выделили три главных блока, которые задавали направленность содержанию образования: обществоведение, трудоведение, естествоведение. Учебные предметы при такой логике лишались своих самостоятельных задач. Они или полностью растворялись в интегративных курсах, как в начальной школе, или сохранялись в среднем звене, но должны были работать своим содержанием на изучение комплексных тем: «Город», «Фабрика», «Колхоз». История, география и литература до конца 1927 года были интегрированы в курс обществоведения. Однако в начале 30-х годов все эти новаторские (хотя и небесспорные) педагогические поиски были прерваны, и советская школа надолго вернулась к традиционной предметной системе образования.

В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении. Со второй половины 80-х годов интегративные подходы в отечественном образовании вновь обретают доминирующее значение. Как правило, используются четыре основных подхода:

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Описание организации и методов исследования
С целью исследования влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников была организована экспериментальная группа, в которую вошли 15 старшеклассников, обучающихся в 11 классе общеобразовательной школы в возрасте 16-17 лет, и контрольная группа, в состав которой вошли 15 старше ...

Результаты экспериментального обучения письменной деловой коммуникации работников внешнеэкономического отдела ОАО «Танеко»
Для оценки эффективности предлагаемого курса по обучению деловому письменному общению, нами была проведена ее экспериментальная проверка. Элективный курс для формирования профессиональных умений в сфере деловой письменной коммуникации на ИЯ предполагает стимулирование обучаемых к сотрудничеству, ан ...

Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной групп
Эксперимент проводился на базе ГБДОУ «Детский сад №67» и ГДОУ «Детский сад № 35» Московского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев: 10 детей экспериментальной группы с тяжелым нарушением речи – общим недоразвити ...

Навигация