Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиции межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков; в работах отечественных дидактов И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина; учёных-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Ю.А. Самарина, Г.И. Вергелиса; учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина и др. Ряд работ посвящён проблемам межпредметных и внутрипредметных связей в начальной школе, являющихся «зоной ближайшего развития» для постепенного перехода к интеграции учебных предметов (Т.Л. Рамзаева, Г.Н. Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В. Бельтюкова и др.)
Таким образом, практическая значимость интегрированной системы обучения состоит в том, что достигается целостное творческое развитие младших школьников на основе закономерного внедрения интегрированного подхода к обучению в условиях развивающей среды школы, социума и семьи. Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке школьников к процессу восприятия, понимания информации, формирование у учащихся понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.
Потребность в возникновении интегрированных уроков в современном педагогическом процессе можно объяснить целым рядом причин:
- во-первых, мир, окружающий детей, познается ими во всём своем многообразии и единстве, в то время как предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
- Во-вторых, интегрированные уроки развивают творческий потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных и креативных способностей.
- В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у детей воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
- В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции и в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты, личности с активной гражданской позицией. Для удовлетворения этой социальной потребности подготовку необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.
- В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию в полной мере его педагогических способностей.
На сегодняшний день применение метода интегративного обучения на уроках музыки, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и на других уроках в младших классах общеобразовательной школы достаточно популярно, так как является эффективным способом решения различных задач как художественного, так и общего образования.
Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Материалы по педагогике:
Проблема педагогической технологии в исторической
ретроспективе
Пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, Е.Ю. Рогачевой, СИ. Мезенцевой, Н.Г. Осуховой, М.Г. Плоховой, Л.Л. Кирсановой и др. Тщательно изучение и анализ педагогических технологий п ...
Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
отклонения в эмоциональном развитии
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет, к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...
Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...