3) Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
4) На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях.
5) Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.
6) Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.
7) На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи.
8) Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.
Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обуславливает необходимость формирования ритмо-интонационной организации устной речи, являющейся одним из важных звеньев в комплексном методе коррекции заикания. Исследователями и практиками было обращено внимание, что римизация движений приводит к нормализации плавности речи.
По мнению Н.А. Власовой (1959), преодоление заикания наиболее эффективно в процессе постепенного воспитания речи от сопряженного произношения до нормальной речи. В.И. Рождественская (1960) предлагает систему расслабляющих, дыхательных, голосовых упражнений в игровой форме, а также задания для воспитания координации речи с различными движениями, направленными на коррекцию темпа речи.
Г.А. Волкова (1979, 1994) считает, что, работая с детьми дошкольного возраста, заикание необходимо преодолевать в игровой деятельности. Автор подчеркивает, что игровая деятельность позволяет создать различные ситуации, отражающие реальные события и взаимоотношения между людьми. Участие в разнообразных игровых ситуациях, выполнение ролей от второстепенных до ведущих воспитывает у заикающихся необходимые качества личности. В процессе дифференцированного использования игровой деятельности происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и на этой основе воспитание их речи.
На иных теоретических позициях построена методика Н.А. Чевелевой (1978). Автор считает, что у заикающихся необходимо воспитывать только самостоятельную речь (ситуативную и контекстную) в процессе ручной деятельности. Автором не признается использование дыхательных, голосовых и других упражнений, направленных на коррекцию темпа речи. Н.А. Чевелева подчеркивает, что спокойный, несколько замедленный темп изготовления поделок нормализует темп речи дошкольников. Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: пропедевтический этап. Сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь, без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь.
Е.М. Пеллингер (1995), учитывая ситуативный характер заикания и нарушение у детей коммуникативной функции речи, предлагает методику сюжетных игр. Начинается коррекция с разыгрывания сюжетов с мнимым собеседником, что дает, по мнению автора, установку правильного речевого поведения в реальных ситуациях общения со сверстниками. На следующем этапе разыгрываются бытовые темы, в конце курса переходят к ролевым играм. Логопед предлагает сюжет игры, направляет на выполнение действия, стимулирует речевую активность.
А.И. Богомолова (1977) утверждает, что значение невротических проявлений у заикающихся преувеличено. По мнению автора, по мере того как наступает улучшение речи в процессе логопедических занятий, исчезают вторичные невротические наслоения. Отсюда и вытекает направленность логопедических приемов, основанных на упражнениях в скандированной речи, которые должны сопровождаться дирижирующими движениями руки пациента.
Методика В.И. Селиверстова (2000) преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. В предложенной автором схеме занятий речевые упражнения усложняются в зависимости от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, от видов деятельности, в процессе которых происходит речевое общение.
Материалы по педагогике:
Управление образовательными системами
Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установ ...
Влияние индивидуального стиля на профессиональную деятельность
тренера
Основной стиль в работе спортивных педагогов характеризуется такими основными чертами, как научный подход, компетентность и деловитость, высочайшая степень ответственности за порученное дело, самостоятельность и инициатива, чувство нового и умение видеть перспективу, правильный подбор кадров и пров ...
Общее содержание работы по коррекции нарушений и развитию фонетической
системы языка
Известно, что у детей с нарушениями речи, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен то ...