воспитание полноценной личности;
воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду;
воздействие на микросоциальную среду.
Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое. Прямая психотерапия - лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. в современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом:
рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В.М. Бехтереву);
суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).
Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Цель ее в том, чтобы объяснить заикающемуся в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого ребенка в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения. Силой логического убеждения и примером психотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, внушая уверенность в свои силы, в возможность преодоления заикания. Цель психотерапевтических бесед с заикающимися детьми заключается в том, чтобы разъяснить им в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль ребенка в его преодолении, критически разобрать особенности поведения заикающихся. При этом используются выдержки из дневников тех, кто успешно закончил курс лечения, магнитофонные записи, организуется демонстрация свободной речи прежде заикающихся детей. Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной.
Внушение (суггестия) - специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица и самовнушение. Поскольку внушаемость свойственна в разной степени всем людям, то использование в лечебных целях этих методов требует специального ознакомления с ними, иначе это может привести к ухудшению в их состоянии в связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста эти методы не применяются.
Специалисты в области коррекции заикания считают необходимым и полезным использование технических средств для формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. На современном этапе развития компьютеров появилась возможность создания компьютерных программ для лечения заикания. Одной из таких программ является "Программа-тренажер BreathMaker" от НИЦ БКБ. Этот метод ставит своей целью избавление от заикания, полное восстановление речевой функции и повышение качества речи выше среднего уровня. Во время занятий компьютерная программа BreathMaker увязывает воедино работу мозговых речевых центров. Поэтому эти новые правила речи довольно быстро и ненавязчиво входят в привычку, и речь становится более плавной. Новая версия программы BreathMaker4. X включает два режима - "речевой протез" и "развитие дикторских способностей". Данная программа предназначена для пациентов старше 7 лет, поскольку предполагает относительно высокий уровень самосознания, саморегуляции и самоконтроля. Маленьким пациентам рекомендуется заниматься по BreathMaker4. X под руководством взрослого наставника. Тренинг с помощью "речевого протеза" программы BreathMaker формирует непрерывную, но искусственную, замедленную, монотонную речь, лишенную эмоциональной окраски. Благодаря дикторскому модулю программы BreathMaker эта "занудная" речь исчезает. "Развитие дикторских способностей" - тот мостик, который позволяет перейти к естественной, четкой, эмоциональной, выразительной речи на уровне профессионального диктора.
Материалы по педагогике:
Основные характеристики профессиональной деятельности
индивидуального стиля тренера
Формирование творческой индивидуальности тренера в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности; оно решающим образом зависит от его личностных черт, качеств, в первую очередь, таких как мировоззрение, гражданская убежденность, осознанная ответственность. Именно уровень развития ли ...
Постоянные магниты. Магнитное поле земли
Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока. Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на не ...
Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...