И.Ю. Абелева (1969), так же как и В.И. Селиверстов (2000), рекомендует начинать работу с подготовительных упражнений по технике речи: дыхательных, голосовых, артикуляционных. Речевые упражнения по коррекции заикания строятся по принципу постепенного усложнения компонентов речи.
К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.
У ребенка надо поддерживать хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.
Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов - легких и сердца, повышают обмен веществ. Они развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности.
Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение. Своеобразной частью лечебной физкультуры является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью ребенка. Музыкально-двигательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп. Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение положительно влияет на его эмоциональное состояние и поведение и имеет большое значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.
С заикающимися используются следующие средства логоритмики:
вводные упражнения;
упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса, слухового внимания и памяти, для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма, для развития подражательности;
творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;
упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;
упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей, музыкальной памяти и музыкального творчества;
инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления.
Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений, способствует оздоровлению организма в целом. Среди медикаментозных средств, применяемых при лечении заикания, используются общеукрепляющие препараты, седативные, спазмолитические, успокаивающие и стимулирующие средства. Общеукрепляющее лечение назначают всем детям. Медикаментозное лечение заикания является существенным компонентом комплексного метода, так как в комплексе с другими лечебными компонентами оно дает хороший терапевтический эффект, служит базой для эффективной логопедической работы с заикающимися, способствует профилактике рецидивов заикания.
Медикаментозное лечение проводится дифференцированно, в зависимости от формы заикания.
Роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения.
Существенное место в комплексе лечения заикания имеет психотерапия. Основная задача психотерапии - оздоровление психики заикающегося - осуществляется через:
Материалы по педагогике:
Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при
обучении английскому языку
В данном параграфе мы изучим современные подходы к развитию иноязычной письменной речи. Компетентностный подход предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать з ...
Изучение особенности развития словаря у детей средней группы
Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в ГОУ № 835 Южного округа г. Москвы. В исследовании участвовало 19 детей. Нами были поставлены следующие задачи : 1.Изучить знание названий предметов и их частей. 2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, ...
Сущностная характеристика процесса обучения
выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...