Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Материалы о педагогике » Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления » Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Страница 4

Стремясь определить индивидуальное отношение ребят к речевой проблеме, просили изобразить собственное заикание на рисунке "Мое заикание", в группе обсуждали трудности, с которыми дети сталкивались во время речи дома, в группе, среди друзей.

Поскольку детям в этом возрасте трудно понять, почему они не могут произнести то или иное слово и что происходит во время заикания, то с помощью серии плакатов "Как мы говорим?" дети знакомились с функционированием речевого аппарата. Они учились опознавать запинки, как в своей, так и в речи других детей, чувствовать возникающее во время заикания напряжение и сопоставлять его с легким, плавным произнесением слов.

Анализ симптомов заикания проводился при просмотре видеозаписей речи детей. Данная информация о речи и о заикании давала каждому ребенку лучше понять свою проблему, не стыдиться ее, бороться с речевым страхом и стремиться к изменениям.

В группе были обсуждены общеизвестные речевые правила. Приложение №6 Соблюдая правила речи, дети учились легко проговаривать отдельные слова, потом предложения, фразы, учились характеризовать и рассказывать. Большое внимание уделяли обучению плавному произнесению начала слова, так как судороги и повторы чаще всего появлялись именно при произнесении первого звука или слога. Занятия по развитию плавной речи проводились в игровой форме.

Для того чтобы навыки плавной речи были перенесены в ежедневные жизненные ситуации, с детьми проводились ролевые игры: "В группе", "В транспорте", "В магазине", "В кафе", "В гостях", "Разговор по телефону", "Гости и хозяйка", "За столом", "На приеме у врача", "Мама и дочка" и другие, разбирались и реальные ситуации повседневной жизни.

Некоторые заикающиеся дети стесняются при общении с незнакомыми людьми, отвечая в группе на занятиях и т.п. Поэтому в группе обсуждались и проигрывались ситуации, такие как "Как мне познакомиться?", "Если меня дразнят", "Пойми чувства другого человека", учились замечать положительные черты характера, как собственные, так и других людей.

III. Заключительный этап.

На заключительном этапе проводилась подготовка дошкольников к наиболее сложным для них речевым ситуациям - публичному выступлению перед аудиторией, которое было представлено в виде концертной программы.

В структуру коррекционных занятий с детьми экспериментальной группы были включены упражнения по изменению стереотипа дыхания и речи с использованием методики оздоровительной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Данные занятия включали упражнения, направленные на:

1. Обучение предельно глубокому дыханию, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних оснований.

2. Тренировка диафрагмы, для ее активного участия в голосообразовании, создание опоры.

3. Выработка тесного смыкания голосовых связок во время фонации, стремление сделать их максимально подвижными и выносливыми.

В гимнастике основное внимание уделялось вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно.

При обучении гимнастике выполнялись четыре основных правила:

Правило 1.

"Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем.

Правило 2.

Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными.

Правило 3.

Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп - 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов.

Правило 4.

Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Данная работа проводилась с группой детей. В процессе выполнения упражнений использовалось музыкальное сопровождение.

Ежедневно, 2 раза в день (утром и вечером) выполнялись следующие упражнения:

"Насос".

Исходное положение: стоять слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

На счет: "раз!" - слегка наклоняемся вниз - руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, плечи расслаблены, голова опущена - вдох (в конечной точке поклона). Помнить, что опускается вниз верхняя половина туловища, т.е. наклон осуществляется за счет округленной спины. Ноги прямые, толчок ягодицами назад исключен. Чтобы прочувствовать положение тела при наклоне, предлагается встать спиной близко к стене, и тогда стена будет ограничивать ненужное движение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Отношение учащихся к урокам физической культуры в школе
В настоящее время при проведении исследований стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от лично ...

Музыкальное сопровождение в утренней гимнастике
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, ...

Организация научной, методической и общественной работы
В этот раздел входит широкий круг вопросов работы учителя, связанный с общественной деятельностью школы. Предстоит разобраться в структуре, знание которой необходимо как руководителю школы, так и каждому педагогу, занимающемуся научной организацией педагогического труда. Организация научной, методи ...

Навигация