Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Материалы о педагогике » Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления » Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Страница 2

Одним из средств оздоровления речи заикающихся дошкольников являлась логопедическая ритмика. Первоначально проводились вводные упражнения, с целью привить детям навыки умения ходить в различных направлениях, приучали ориентироваться в пространстве и коллективе. Этим упражнениям придавался характер игры. Музыкальное сопровождение регулировало темп и характер движения, то медленных, то быстрых, то плавных, то отрывистых. Так как правильное физическое развитие очень важно для заикающихся, в занятия включались упражнения, регулирующие мышечный тонус детей. Использовались различные упражнения, снимающие напряжение: встряхивание кистями рук, качание рук назад и вперед, поочередное раскачивание ног и другие. В занятия включались упражнения, активизирующие внимание, которые проводились в форме игры. Например предлагалось такое упражнение: дети были заранее осведомлены о характере музыки для прыжков зайчиков, полета птичек, галопа лошади. Звучание разнохарактерной музыки должно было вызвать у них ту или иную двигательную реакцию. Этим достигалось быстрое переключения с одного движения на другое, внимательное отношение к музыке. Также использовались задания на запоминание (движений или пути); на координацию движений (одновременное выполнение противоположных движений рук и ног); на торможение (внезапная остановка при ходьбе или беге); на элементарное ознакомление со счетом (самостоятельное образование кругов по 2,3,4 человека). Обязательно включались упражнения, воспитывающие чувство ритма. Задания этого раздела заостряли внимание детей на эмоциональном содержании музыки, на ее форме и фразировке. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи использовались для упорядочения характера и темпа движений. Эти упражнения проводились только в сопровождении музыки или пения. Детям обязательно предлагалось выполнение речевых упражнений, которые представляли собой цепь заданий на координацию слова с движением и музыкой. Здесь использовалась общность выразительных средств музыки и разговорной речи. Применялись также двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные с словесным стихотворным ритмом. Все речевые задания увязывались со ступенями речи, используемыми логопедом при перевоспитании речи. Речевые задания постепенно усложнялись в определенном порядке, начиная с речи отраженной, переходя к вопросам и ответам и так далее до спонтанной эмоциональной речи. На всех занятиях по логоритмике присутствовал логопед, который наблюдал за поведением и речью детей в обстановке, отличающейся от групповых занятий. Заключительные упражнения имели цель привести детей в спокойное состояние после некоторого физического и психического напряжения предыдущих заданий. Проводилась спокойная маршировка в различных направлениях. роль вожака предоставлялась то одному, то другому ребенку. Также детям предлагалось слушать музыку. при чем выбирались музыкальные отрывки, доступные их пониманию, вызывающие в их сознании определенные образы и представления. Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимало пение. В выборе песен учитывались следующие обстоятельства:

содержание и текст песни: чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий детей;

длительность фраз: вначале выбирались песни, имеющие короткие предложения, а позднее - более длинные;

темп и динамика: необходимо менять темп, не избегая быстрого, чередовать песни с тихим и громким звучанием; обращать особое внимание на плавность пения, на своеобразие ритмического рисунка.

Все разделы по логопедической ритмике были взаимосвязаны.

Работа по воспитанию правильной речи включала следующие этапы:

1) Сопряженная речь, когда слово или фразу дети произносили вместе с логопедом. Для этих занятий логопед использовал серии игрушек и картинок с изображением хорошо знакомых детям предметов.

2) Отраженная речь, когда дети повторяли слово или фразу за логопедом. Материалом для этих занятий служили также наглядные пособия: игрушки и разнообразные предметные и сюжетные картинки с изображением одного или нескольких действующих лиц, различные детские лото (лото профессий, зоологическое и другие). Для борьбы с прерывистостью дыхания использовалось чтение небольших, понятных по смыслу, без трудных слов и с четким ритмом стихов.

3) Ответы на вопросы по знакомым картинкам отличался от отраженной речи тем, что при ответе на вопрос по картинке одно слово в предложении дети произносили самостоятельно. Каждое задание, каждый вопрос специалист формулировал так, чтобы детям не было трудно на него ответить. Вопросы задавались с учетом структуры речевого нарушения.

4) Самостоятельное описание картинок начиналось с описания уже знакомого материала: игрушек, различных предметов, картинок. Проводились занятия, на которых дети сами активно действовали: рисовали, лепили, а затем говорили о том, что нарисовано, сделано. При подготовке материала для занятий дети должны были сказать, что взяли для рисования или лепки. Активным диалогом логопед направлял внимание детей на то, имеются ли все необходимые для занятий материалы. Процесс рисования тоже комментировался, готовый рисунок еще раз описывался.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Обоснование методики коррекции осанки у детей с задержкой психического развития 7-8 лет на занятиях ЛФК
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю у детей ЗПР 7-8 лет с применением экспериментальной методики коррекции осанки. Экспериментальная методика состоит из комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки, кот ...

Анализ методической литературы по проблеме использования дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с сезонными изменениями в природе
Дидактические игры, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста, используются давно. Сегодня нет ни одного дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении без дидактической игры того или иного характера. Очень много методических пособий посвящено дидактическим играм. Но анализ мето ...

Анализ педагогической деятельности в области развития творческих способностей
Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека является одним из основных ресурсов развития общества. Что есть творчество?! Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценн ...

Навигация