Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Материалы о педагогике » Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления » Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Страница 5

Выпрямились, но не полностью, т.е. спина неровная и прямая, а слегка наклонена, как бы ссутулилась - выдох ушел абсолютно, без нашей помощи.

На счет "два!" - снова слегка наклонились вниз, - голова опущена (шею не тянуть и не напрягать), плечи расслаблены, руками слегка тянемся к полу - вдох!

Слегка, (но не полностью) выпрямились - выдох ушел через нос или через рот.

Подряд (без остановки) на 4 счета нужно сделать 4 поклона одновременно с короткими и шумными выдохами в нижней конечной точке. Затем полностью выпрямиться и отдохнуть от 3 до 10 секунд. И снова на 4 счета сделать 4 вдоха-поклона без остановки.

И так 4 раза по 4 вдоха-поклона. Всего будет: 16 вдохов-движений.

"Обними плечи".

И. п.: стоять ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет: "раз!" - бросаем согнутые в локтях руки (одна рука поверх другой) навстречу друг другу до отказа так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте - вдох!

Кисть той руки, которая сверху, идет к плечу, а та, что снизу, - в подмышку. Руки идут четко параллельно друг другу на уровне груди. Резкий короткий вдох носом делается одновременно с движением.

Во время шумного короткого вдоха согнутые в локтях руки, параллельно друг другу, сойдясь локтями на уровне груди, образуют треугольник. А на пассивном выдохе, расходясь локтями в стороны, образуют почти квадрат. Ладони расслаблены, "летят" свободно и не обхватывают плечи, а только близко приближаются к ним.

Сделав 4 вдоха-движения подряд, отдохнуть несколько секунд и снова продолжить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.

Кроме дыхательной гимнастики использовались и специальные звуковые упражнения для постановки голоса. Они выполнялись при активно работающей диафрагме - "на опоре".

Встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, положить ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка кланяясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот во время поклона, надавливая на него ладонями сверху вниз. При этом создается "опора", без которой невозможна постановка голоса. Все звуковые упражнения делаются только на опоре.

Выполнялись следующие звуковые упражнения:

Алфавит для заикающихся.

Детям предлагалось говорить на легком поклоне вперед 8 раз каждый звук: Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, Х.

В процессе выполнения этого упражнения следили за одновременностью движения и звука. О дыхании не думаем, оно происходит автоматически. Дышим только через рот. Голова опущена, спина круглая. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерных напряжений, чтобы каждая буква "дошла" до спины, восстановив порванные болезнью связи звуковедения.

Актерские упражнения.

Говорить предлагалось также на легком поклоне вперед, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда кланяемся:

РИ, РУ, РЭ, РО;

ЛИ, ЛУ, ЛЭ, ЛО;

МИ, МУ, МЭ, МО;

НИ, НУ, НЭ, НО;

ВИ, ВУ, ВЭ, ВО;

ФИ, ФУ, ФЭ, ФО;

ЗИ, ЗУ, ЗЭ, ЗО;

СИ, СУ, СЭ, СО;

ЦИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО;

ЖИ, ЖУ, ЖЭ, ЖО;

ШИ, ШУ, ШЭ, ШО;

ЧИ, ЧУ, ЧЭ, ЧО;

ЩИ, ЩУ, ЩЭ, ЩО;

БИ, БУ, БЭ, БО;

ПИ, ПУ, ПЭ, ПО;

ПРИ, ПРУ, ПРЭ, ПРО;

ДИ, ДУ, ДЭ, ДО;

ТИ, ТУ, ТЭ, ТО;

ТРИ, ТРУ, ТРЭ, ТРО;

ГИ, ГУ, ГЭ, ГО;

КИ, КУ, КЭ, КО;

КРИ, КРУ, КРЭ, КРО;

ХИ, ХУ, ХЭ, ХО.

"Восьмерки". (упражнение на задержку дыхания)

Детям предлагается сделать короткий вдох на поклоне (носом или ртом), не выпрямляясь, крепко задержать его "в спине" и считать вслух до 8. если воздуха не хватает, снова вдохнуть и прекратить счет. Через несколько секунд повторить упражнение. На одном крепко задержанном вдохе нужно постараться насчитать не менее 10-15 "восьмерок".

При выполнении стрельниковской гимнастики, учитывалось самочувствие и состояние каждого ребенка: при необходимости делались паузы, менялся темп выполнения на более медленный. Особенно следили за тем, чтобы во время выполнения упражнений тело ребенка было максимально расслаблено. Чтобы улучшалось качество выполнения упражнений, во время занятий обязательно считали вслух, хлопали в ладоши, задавая ритм и темп, а также делали упражнения вместе с детьми.

Таким образом, в преодолении заикания принимали участие разные специалисты: невропатолог, психиатр, педиатр, логопед, инструктор по лечебной физкультуре, ритмист, психолог, музыкальный работник, воспитатель. (Приложение№9) Все специалисты, используя свои средства и приемы, осуществляли разностороннее воздействие на заикающихся, результаты которого дали возможность определить характер необходимых рекомендаций по дальнейшей профилактике заикания после проведенного курса.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений детского фольклора
Цель формирующего эксперимента: определить условия использования произведений детского фольклора в логопедической работе с детьми по коррекции нарушенного звукопроизношения. В зависимости от уровня сформированности навыков звукопроизношения нами были определены основные дифференцированные направлен ...

Содержание курса информатики и информационных технологий для 5 классов
По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе ...

Характеристика процесса музыкального восприятия
В современной психолого-педагогической литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению». Существует и другое определение музыкального восприят ...

Навигация