Принципы целевого отбора текстов

Страница 6

Приведенные характеристики естественно звучащего и графического текстов отражают как черты устной и письменной форм коммуникации, так и специфику различных функциональных стилей, и, в первую очередь, литературно-разговорного и книжно-письменного. Учебные тексты (и звуковые и графические) отличаются от естественных текстов. Это отличие выражается в том, что характерные черты рассматриваемых форм коммуникации, а также стилевые черты проявляются в учебных текстах не сразу, а вводятся постепенно, с учетом принципа нарастания трудностей. Поэтому тексты для аудирования и чтения будут иметь наименьшие различия на начальном этапе обучения, когда тексты для чтения, как справедливо отмечает Н. И. Гез, «должны представлять собой, по существу, письменную фиксацию устной речи».

На более продвинутых этапах между текстами для чтения и аудирования появляются различия, которые постоянно возрастают, с тем, чтобы к концу обучения учебные тексты максимально приближались к естественным и соответствовали бы нормам устной и письменной речи.

Основным требованием к языковой форме текстов для аудирования является ее доступность для обучающихся, что обеспечивается градацией трудностей и постепенным и последовательным включением их в тексты.

Реализация этого основного требования выражается в следующем. В начале обучения аудированию в текстах используется главным образом знакомый языковой материал, при этом необходимо учитывать его трудность для восприятия на слух и ограничивать включение в тексты трудных языковых явлений (таких, например, как омонимы или омофоны, многозначные слова, паронимы и др.). Трудные для восприятия на слух языковые явления рекомендуется включать в тексты постепенно, вначале в небольшом количестве, затем в большом, с тем, чтобы к концу обучения довести трудность языковой формы текста до уровня, приближающегося к естественной речи (нормы, свойственной определенному функциональному стилю речи). На начальном этапе языковой материал текстов должен черпаться из активного запаса, затем из активного и пассивного и, наконец, из активного, пассивного и потенциального. Наличие в текстах нового языкового материала затрудняет понимание, т.к. у аудитора в отличие от чтеца нет времени для обдумывания, выдвижения и проверке гипотез в значении незнакомых слов или грамматических явлений. Однако, сформулировать умение понимать на слух сообщение, содержащее незнакомый языковой материал, представляется совершенно необходимым, ибо очевидно, что в речи носителем языка, к аудированию которой мы готовим обучающихся, будут встречаться неизученные языковые явления. Поэтому после того, как обучающееся уже научились понимать на слух сообщения, построенные на знакомом языковом материале, в тексты для аудирования следует включать незнакомые языковые явления, постепенно увеличивая их количество.

Существенным для понимания является и синтаксическая структура фраз аудитивного теста, а также их длина, поскольку объем кратковременной памяти, в которой сохраняется фраза вплоть до ее окончания, невелик. В том случае, когда длина предложения превосходит объем памяти, слушающий забывает начало фразы и поэтому не может синтезировать ее смысл. Как свидетельствуют данные экспериментальных исследований максимальное количество слов во фразе, воспринимаемое на слух, может достигать 13.

Установлено также, что у учащихся, которые еще недостаточно хорошо овладели иностранным языком, объем памяти значительно меньше: он ограничивается 5-6 словами. Следовательно, в начале обучения аудированию длина фразы не должна превышать 5-6 слов, затем она будет постепенно увеличиваться в процессе тренировок до 10-12 слов. Необходимо также отметить, что не только длина фразы влияет на ее удержание в памяти, но и ее глубина: легче запоминаются простые предложения, хуже сложные. Среди сложноподчиненных предложений хуже запоминаются придаточные определительные. Поэтому в начале обучения в текстах следует использовать, в основном, недлинные простые предложения, а также недлинные сложноподчиненные предложения с дополнительными и обстоятельственными придаточными. На продвинутых этапах следует увеличивать число придаточных предложений и разнообразить их виды.

Для того, чтобы не вызывать информационной перегрузки, объем текстов должен соответствовать психическим возможностями обучающегося. В начале обучения объем текстов не должен превышать 1,5-2 минуты звучания, увеличиваясь постепенно до 3-5 минут. В случае, если нужно прослушать более длинный текст, полезно предъявлять его по частям, с перерывами.

Проблема стилистической отнесенности текстов является немаловажной для обучения аудированию, поскольку целью обучения является понимание естественной речи носителя языка, которая всегда стилистически окрашена. Требование соответствия нормам речи следует считать одним из основных при отборе текстов для аудирования. Нецелесообразно предлагать для прослушивания тексты, написанные по законам книжно-письменной речи. На начальном этапе уместно, на наш взгляд, использовать простые стилистически нейтральные тесты. На среднем и старшем этапе могут быть эффективными тексты художественные, общественно-политические и научно-популярные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Достоинства использования и проведения экспериментальных методик при изучении курса оригами
Безусловно, главным моим помощником в преподавании курса оригами был учебный проектор и подготовленные видео ролики, на которых были представлены пошаговые процессы изготовления изделий. Данная методика: упрощала для меня многократный показ изготовления одного и того же изделия (была возможность, в ...

Условия социальной адаптации детей к обучению
Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у детей всегда проходит по - разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления явля ...

Развитие связной речи
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необх ...

Навигация