Помимо стиля, важное значение имеет форма текста. Поскольку диалог и монолог представляют неодинаковую трудность для аудитора, рассмотрим этот вопрос несколько подробнее.
Согласно имеющимся данным, более сложным для восприятия на слух диалог благодаря особенностям языковой формы, о которых мы писали выше, а также из-за таких экстралингвистических факторов, как недостаточное знание аудитором, не принимающим участия в разговоре, ситуации, темы беседы, фактов и людей, о которых идет речь. Кроме того, имеют значение разные голоса и быстрый темп речи.
Аудирование монологической речи представляется менее трудным. Это связано с тем, что монологическая речь кроме своих стилистических и лингвистических особенностей, облегчающих ее понимание, отличается логичностью изложения, контекстностью, меньшей эмоциональностью и ситуативностью. Монологическая речь может носить характер описания и повествования. Каждому из этих видов присущи свои характерные особенности и трудности.
Описание не имеет связанного сюжета и логически развивающегося действия, в нем дается статичная картина. Оно менее эмоционально, чем повествование, богато фактическим материалом, который необходимо удержать в памяти. Поэтому восприятие на слух описания носит ярко выраженный мнемический характер. Имеющиеся экспериментальные данные свидетельствуют о том, что понимание и аудирование в памяти описаний представляет большие трудности.
Другим видом монологического сообщения является повествование. В нем существует логическая связь между событиями, действие обычно развивается последовательно и постепенно. Факты, сообщаемые в повествовании группируются вокруг главной мысли. Эти свойства повествования облегчают его понимание и удержание в памяти. Наличие в повествовании интересной фабулы делают сообщения более целым и динамичным. Фабула привлекает непроизвольное внимание, которое поддерживается без участия волевых усилий и тем облегчает аудирование. Интерес к содержанию, желание понять его активизирует деятельность, психику, способствует пониманию и запоминанию содержания текста.
Все вышеизложенное позволяет предложить примерную последовательность монологических и диалогических текстов, предназначенных для обучения аудированию: фабульный монологический текст —> фабульный монологический текст с элементами диалога нефабульный повествовательный монологический текст —*нефабульный повествовательный монологический текст с элементами диалога описательный текст -диалогический текст.
Следует отметить, что все перечисленные особенности присущи естественной диалогической и монологической речи, образцы которой используются на продвинутых этапах обучения. Что же касается учебных диалогов и монологов, используемых в начале обучения, то они, как правило, этих трудностей не содержат, и потому правомерно их параллельное использование.
Эффективность обучения аудированию зависит, в первую очередь, от заинтересованности обучающего в понимании содержания речи.
Однако, в практике преподавания часто приходится сталкиваться с тем, что обучение аудированию проводится на текстах неинтересных, неинформативных, бессодержательных. Использование таких текстов объясняется стремлением облегчить задачу обучающемуся: поскольку иноязычная форма трудна, следует все усилия слушающего сконцентрировать на ней, сделав содержание сообщения максимально простым и доступным. Проведенные экспериментальные исследования еще раз подтверждают неправильность данной точки зрения. Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что учащиеся лучше понимают и запоминают трудные, но содержательные тексты, чем легкие, но примитивные. Таким образом, основным требованием к содержанию текстов для аудирования следует считать их идейно-воспитательную ценность, содержательность или занимательность. Градация трудностей в отношении их смыслового содержания может выражаться в переходе от занимательных (интересных) текстов к содержательным.
К занимательным мы относим тексты, имеющие интересную для конкретного возраста фабулу. Эти тексты могут быть достаточно просты и доступны для обучающегося. На более продвинутом этапе следует, наряду с занимательными текстами, использовать содержательные тексты, т.е. тексты, содержащие новую и полезную для учащихся информацию. К ним относятся тексты публицистические, страноведческие, культуроведческие, научно-популярные и др.
Содержательность текстов не должна противопоставляться их посильности. Посильность текста - один из основных принципов отбора. Посильность обеспечивается сочетанием информативности и избыточности. Наряду с новыми сведениями тексты должны содержать и сведения, уже известные учащимся. Наличие таких сведений создает благоприятные условия для функционирования механизма вероятностного прогнозирования, повышает его достоверность и тем самым облегчает понимание смысла. Насыщение текстов информацией и сокращение смысловой избыточности должно происходить постепенно, от текстов менее информативных либо содержащих более легкую информацию к текстам, более насыщенным информацией либо более трудным по языковой форме или содержанию.
Материалы по педагогике:
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально - стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются раз ...
Пути эволюции жанра сонаты в творчестве Бетховена
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...
Взаимосвязь и отличия социальной педагогики и
социальной работы
Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная работа". Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказани ...