Материал: а-р-ш, д-м-ы, л-а-н-у, а-р-к, з-о-р-а, и-ш-а-н.
Процедура и инструкция: «Я буду произносить очень медленно звуки, которые перепутались; если они встанут правильно, друг за другом – из них получится красивое слово. Слушай внимательно». Экспериментатор произносит звуки с интервалом в 1-2 секунды. «Поставь эти звуки в другом порядке, правильно и произнеси новое слово целиком».
Оценка:
3 балла – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
2 балла – ребенок затрудняется в синтезе 2-3 слов, требуется помощь в повторении звуков двусложных слов;
1 балл – ребенок частично составляет только односложные слова, включает новые слова, состоящие из других фонетически близких или артикуляторно и акустически далеких звуков.
В. Исследование фонематических представлений
В.а)Исследование умения находить картинку, в названии которой есть заданный звук
Материал: картинки со звуками [т], [т,] [м], [м,], [с], [с,], [л], [л,], [р], [р,] – тигр, кот, мишка, мак, санки, сено, малина, ложка, репка, гора.
Инструкция: «Найди картинку со звуком [т], [т,] [м], [м,], …, [р], [р,]».
Оценка:
3 балла – все картинки с указанным звуком найдены самостоятельно и верно;
2 балла – ребенок допускает 2-3 ошибки при поиске картинок с предложенными звуками, испытывает затруднения при дифференциации звуков по твердости-мягкости согласных;
1 балл – ребенок показывает более половины картинок, не имеющие заданный звук.
В.б) Исследование умения подбирать слова на заданный звук
Материал: игрушки – [ш], одежда – [к], ягода – [м], дерево – [д], гриб – [с], фрукт – [б], цветок – [г], овощ – [п], время года – [о], мебель – [ш].
Инструкция: «Назови мне любую игрушку, чтобы там был звук [ш] и т.д.».
Оценка:
3 балла – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
2 балла – ребенок составляет 5-6 слов предложенных категорий;
1 балл – ребенок не может подобрать большинство слов, имеющих заданный звук.
Г.Исследование фонематической дифференциации
Г.а) Исследование способности различать фонемы
на основе слухового восприятия
Материал: картинки с изображением слов-квазиомонимов на различение
звуков по твердости-мягкости: мышка-мишка, лук-люк, хор-хорь;
звуков по глухости-звонкости: почка-бочка, сова-софа, год-кот, жар-шар, дрова-трава;
свистящих-шипящих звуков: коза-коса, мишка-миска, сук-жук;
аффрикат и их компонентов: плач-плащ, цветик-Светик, челка-телка;
артикуляторно и акустически далеких звуков: марка-майка, суп-кнут, бой-вой.
Процедура и инструкция: ребенку предлагается показать картинку вслед за названным экспериментатором изображением. «Посмотри на картинки. Покажи где мишка, а где мышка?» и т.д.
Оценка:
3 балла – все предложенные картинки найдены самостоятельно и верно;
2 балла – картинки найдены в долгом поиске, требуется акцент, повторение;
1 балл – ребенок допускает 3-5 ошибок при поиске картинок с предложенными парами слов, испытывает затруднения при дифференциации звуков.
Г.б) Исследование способности различать фонемы на основе слухопроизносительного анализа
Повторение серий слогов
Материал: ба-па, ка-га, за-ся, са-ца, ча-тя, жа-ша;
ба-па-ба, та-дя-та, ка-га-ка, са-ша-са, са-ца-са, жа-ща-жа.
Процедура и инструкция: «Сейчас я буду произносить слоги. Ты не увидишь моих губ, но если внимательно будешь слушать, то повторишь их за мной без ошибок. Итак, слушай внимательно и повторяй». Экспериментатор закрывает рот экраном, произносит материал, ребенок повторяет.
Оценка:
3 балла – ребенок быстро, самостоятельно, без ошибок повторяет серии слогов;
2 балла – допускаются единичные ошибки в сериях, ребенок замечает ошибки, пытается их исправить самостоятельно;
1 балл – происходит выпадение, замены, повторения звуков, слогов, слов в 3-4 сочетаниях; внимание на допущенных ошибках не акцентируется, принимается помощь взрослого.
Г.в) Исследование способности дифференцировать фонемы по представлению
Материал: картинки на выделение заданного звука
[п]-[п,]: поезд-пистолет;
[б]-[б,]: банка-береза;
[в]-[в,]: волк-веревка;
[т]-[т,]: тапки-тяпки;
[м]-[м,]: мышка-мишка;
[н]-[н,]: нос-кони;
[с]-[с,]: осы-оси;
[ц]-[т]: цыплята-тигрята;
[р]-[р,]: круг-крюк;
[л]-[л,]: ложка-лиса.
Процедура и инструкция: ребенку предлагается отложить картинки, в названиях которых есть заданный звук, не называя их. «Посмотри на картинки. Я буду называть звуки, а ты будешь искать картинку с этим звуком и откладывать её, не называя».
Оценка:
3 балла – все предложенные картинки отложены самостоятельно и верно;
Материалы по педагогике:
Значение дидактических игр и упражнений. Представления
о геометрических фигурах
Основы всестороннего развития личности будущего гражданина заключаются в первые годы жизни ребенка, в дошкольном детстве. Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформулированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых ...
Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию
дошкольников с общим недоразвитием речи
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания, особенно у хол ...
Различные жанры используемых текстовых материалов
В современной методике уже стало традицией делить письменную речь на жанры в соответствии с целями ее применения. Таким образом, выделяют два основных жанра - монологический и диалогический. Внутри из каждого из этих жанров выделить определенные подвиды. Монологические жанры можно разбить по нескол ...