Содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 7

Материал: а-р-ш, д-м-ы, л-а-н-у, а-р-к, з-о-р-а, и-ш-а-н.

Процедура и инструкция: «Я буду произносить очень медленно звуки, которые перепутались; если они встанут правильно, друг за другом – из них получится красивое слово. Слушай внимательно». Экспериментатор произносит звуки с интервалом в 1-2 секунды. «Поставь эти звуки в другом порядке, правильно и произнеси новое слово целиком».

Оценка:

3 балла – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

2 балла – ребенок затрудняется в синтезе 2-3 слов, требуется помощь в повторении звуков двусложных слов;

1 балл – ребенок частично составляет только односложные слова, включает новые слова, состоящие из других фонетически близких или артикуляторно и акустически далеких звуков.

В. Исследование фонематических представлений

В.а)Исследование умения находить картинку, в названии которой есть заданный звук

Материал: картинки со звуками [т], [т,] [м], [м,], [с], [с,], [л], [л,], [р], [р,] – тигр, кот, мишка, мак, санки, сено, малина, ложка, репка, гора.

Инструкция: «Найди картинку со звуком [т], [т,] [м], [м,], …, [р], [р,]».

Оценка:

3 балла – все картинки с указанным звуком найдены самостоятельно и верно;

2 балла – ребенок допускает 2-3 ошибки при поиске картинок с предложенными звуками, испытывает затруднения при дифференциации звуков по твердости-мягкости согласных;

1 балл – ребенок показывает более половины картинок, не имеющие заданный звук.

В.б) Исследование умения подбирать слова на заданный звук

Материал: игрушки – [ш], одежда – [к], ягода – [м], дерево – [д], гриб – [с], фрукт – [б], цветок – [г], овощ – [п], время года – [о], мебель – [ш].

Инструкция: «Назови мне любую игрушку, чтобы там был звук [ш] и т.д.».

Оценка:

3 балла – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

2 балла – ребенок составляет 5-6 слов предложенных категорий;

1 балл – ребенок не может подобрать большинство слов, имеющих заданный звук.

Г.Исследование фонематической дифференциации

Г.а) Исследование способности различать фонемы

на основе слухового восприятия

Материал: картинки с изображением слов-квазиомонимов на различение

звуков по твердости-мягкости: мышка-мишка, лук-люк, хор-хорь;

звуков по глухости-звонкости: почка-бочка, сова-софа, год-кот, жар-шар, дрова-трава;

свистящих-шипящих звуков: коза-коса, мишка-миска, сук-жук;

аффрикат и их компонентов: плач-плащ, цветик-Светик, челка-телка;

артикуляторно и акустически далеких звуков: марка-майка, суп-кнут, бой-вой.

Процедура и инструкция: ребенку предлагается показать картинку вслед за названным экспериментатором изображением. «Посмотри на картинки. Покажи где мишка, а где мышка?» и т.д.

Оценка:

3 балла – все предложенные картинки найдены самостоятельно и верно;

2 балла – картинки найдены в долгом поиске, требуется акцент, повторение;

1 балл – ребенок допускает 3-5 ошибок при поиске картинок с предложенными парами слов, испытывает затруднения при дифференциации звуков.

Г.б) Исследование способности различать фонемы на основе слухопроизносительного анализа

Повторение серий слогов

Материал: ба-па, ка-га, за-ся, са-ца, ча-тя, жа-ша;

ба-па-ба, та-дя-та, ка-га-ка, са-ша-са, са-ца-са, жа-ща-жа.

Процедура и инструкция: «Сейчас я буду произносить слоги. Ты не увидишь моих губ, но если внимательно будешь слушать, то повторишь их за мной без ошибок. Итак, слушай внимательно и повторяй». Экспериментатор закрывает рот экраном, произносит материал, ребенок повторяет.

Оценка:

3 балла – ребенок быстро, самостоятельно, без ошибок повторяет серии слогов;

2 балла – допускаются единичные ошибки в сериях, ребенок замечает ошибки, пытается их исправить самостоятельно;

1 балл – происходит выпадение, замены, повторения звуков, слогов, слов в 3-4 сочетаниях; внимание на допущенных ошибках не акцентируется, принимается помощь взрослого.

Г.в) Исследование способности дифференцировать фонемы по представлению

Материал: картинки на выделение заданного звука

[п]-[п,]: поезд-пистолет;

[б]-[б,]: банка-береза;

[в]-[в,]: волк-веревка;

[т]-[т,]: тапки-тяпки;

[м]-[м,]: мышка-мишка;

[н]-[н,]: нос-кони;

[с]-[с,]: осы-оси;

[ц]-[т]: цыплята-тигрята;

[р]-[р,]: круг-крюк;

[л]-[л,]: ложка-лиса.

Процедура и инструкция: ребенку предлагается отложить картинки, в названиях которых есть заданный звук, не называя их. «Посмотри на картинки. Я буду называть звуки, а ты будешь искать картинку с этим звуком и откладывать её, не называя».

Оценка:

3 балла – все предложенные картинки отложены самостоятельно и верно;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развития и изменения. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературного наследия основоположнико ...

Подготовка и проведение практического занятия
В ходе педагогической практики было проведено открытое практическое занятие по курсу «Станки и станочные комплексы». Практическое занятие проходило в форме лабораторной работы. Подготовка к занятию заключалась в детальном изучении материала по теме, составлении развернутого конспекта, который основ ...

Пути эволюции жанра сонаты в творчестве Бетховена
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...

Навигация