Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания в полном объёме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок, принимается помощь, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, искажения, повторы словосочетаний типа «ухо зайца», помощь принимается не всегда.
Б.г) Исследование умения образовывать названия детенышей животных
Материал: картинки: кошка и котенок, собака и щенок, свинья и поросенок, корова и теленок, лошадь и жеребенок, ежиха и ежонок, курица и цыпленок, утка и утенок, медведица и медвежонок.
Инструкция: «К медвежонку на день рождения пришли поиграть друзья. Посмотри. Скоро к ним прибежал котенок и сказал: «Вас мамы ищут!» Но котенок не знал, у кого какая мама, и конечно все перепутал. Медвежонку сказал, что его ищет мама-лиса. «А зайчонка, - сказал котенок, ищет мама-волчиха». Правильно котенок назвал маму зайчонка? Как называется детеныш волчихи? (волчонок). Я буду тебе показывать маму, а ты называть мне ее детеныша».
Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания с первого предъявления в полном объеме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок в искажении суффиксов, принимается помощь экспериментатора, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, помощь принимается не всегда.
Б.д) Исследование умения образовывать существительные с суффиксом -ниц-
Материал: картинки: хлебница, конфетница, сахарница, супница, песочница, чернильница.
Инструкция: «Покажи на картинке посуду, в которой лежит сахар. Как назвать посуду, в которой находится сахар? (сахарница) и т.д.»
Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания в полном объеме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок в искажении суффиксов, принимается помощь экспериментатора с повторением вопроса и акцентировании на образец, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, помощь в аналогии принимается не всегда.
Б.е) Исследование умения образовывать профессии женского рода
Материал: картинки: певца и певицы, учителя, повара, спортсмена, фигуриста, художника, портного.
Инструкция: «Рассмотри картинку и ответь, как назвать мужчину, который поет? Певец. А женщину, которая поет? (певица) и т.д.»
Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания в полном объеме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок, принимается помощь экспериментатора, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, помощь в аналогии принимается не всегда.
Б.ж) Выявление умения образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида
Материал: иллюстрации с изображением растущего тюльпана и выросших тюльпанов, летающей бабочки над цветком и улетающих от него бабочек, подходящей девочки и уходящих девочек, играющего с самолетом мальчика и поигравших в кубики мальчиков.
Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь на вопросы: «Что делает?», «Что сделали?»
Оценка:
3 балла – правильный подбор глаголов;
2 балла – при употреблении слов допущено 2 ошибки, коррекция после оказания помощи;
1 балл – при воспроизведении слов допускаются многочисленные ошибки, оказываемой помощью не пользуется.
Исследование связной речи. Рассказ по серии картинок
Критерии:
речевая активность,
логичность,
последовательность,
полнота содержания,
типы используемых предложений,
аграмматизмы. Материал: 1 серия картинок. Мышонок находит шарик, надувает его и взлетает.
2 серия картинок. Дети украшают елку.
Процедура и инструкция: «Посмотри на эти картинки, они перепутались. Разложи их по порядку и расскажи, что было сначала, что было потом и чем все закончилось».
Оценка:
3 балла – серия картинок разложена правильно, рассказ составлен с пониманием причинно-следственных связей; речевая активность в норме, используются различные части речи, формы словообразования, интонации; рассказ характеризуется целостностью, связностью, последовательностью; предложения распространенные, различной синтаксической структуры с употреблением различных частей речи, без аграмматизмов; эмоциональная реакция адекватная.
2 балла – серия картинок разложена правильно (иногда последовательность расположения справа налево); объяснение неполное; дополнительный вопрос может игнорировать; речевая активность снижена; пользуется дополнительными вопросами экспериментатора, испытывает трудности в грамматическом оформлении предложения, предложения простые с преобладанием существительных и глаголов, связующие звенья представлены эпизодически, рассказ краткий, неразвернутый, связи прерываются; речь монотонна, эмоционально сдержанна.
Материалы по педагогике:
Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой
письменной коммуникации
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение у ...
Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных
целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного ш ...
Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Наше исследование проводилось на базе логопедической группы МДОУ "Детский сад № 40, ЦРР" г. Воскресенска Московской области с сентября 2006 по декабрь 2007 года. Детский сад имеет статус Центра развития ребенка, в его составе 11 групп. Все группы работают по программе Л.А.Венгера "Ра ...