Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания в полном объёме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок, принимается помощь, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, искажения, повторы словосочетаний типа «ухо зайца», помощь принимается не всегда.
Б.г) Исследование умения образовывать названия детенышей животных
Материал: картинки: кошка и котенок, собака и щенок, свинья и поросенок, корова и теленок, лошадь и жеребенок, ежиха и ежонок, курица и цыпленок, утка и утенок, медведица и медвежонок.
Инструкция: «К медвежонку на день рождения пришли поиграть друзья. Посмотри. Скоро к ним прибежал котенок и сказал: «Вас мамы ищут!» Но котенок не знал, у кого какая мама, и конечно все перепутал. Медвежонку сказал, что его ищет мама-лиса. «А зайчонка, - сказал котенок, ищет мама-волчиха». Правильно котенок назвал маму зайчонка? Как называется детеныш волчихи? (волчонок). Я буду тебе показывать маму, а ты называть мне ее детеныша».
Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания с первого предъявления в полном объеме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок в искажении суффиксов, принимается помощь экспериментатора, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, помощь принимается не всегда.
Б.д) Исследование умения образовывать существительные с суффиксом -ниц-
Материал: картинки: хлебница, конфетница, сахарница, супница, песочница, чернильница.
Инструкция: «Покажи на картинке посуду, в которой лежит сахар. Как назвать посуду, в которой находится сахар? (сахарница) и т.д.»
Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания в полном объеме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок в искажении суффиксов, принимается помощь экспериментатора с повторением вопроса и акцентировании на образец, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, помощь в аналогии принимается не всегда.
Б.е) Исследование умения образовывать профессии женского рода
Материал: картинки: певца и певицы, учителя, повара, спортсмена, фигуриста, художника, портного.
Инструкция: «Рассмотри картинку и ответь, как назвать мужчину, который поет? Певец. А женщину, которая поет? (певица) и т.д.»
Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания в полном объеме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок, принимается помощь экспериментатора, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, помощь в аналогии принимается не всегда.
Б.ж) Выявление умения образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида
Материал: иллюстрации с изображением растущего тюльпана и выросших тюльпанов, летающей бабочки над цветком и улетающих от него бабочек, подходящей девочки и уходящих девочек, играющего с самолетом мальчика и поигравших в кубики мальчиков.
Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь на вопросы: «Что делает?», «Что сделали?»
Оценка:
3 балла – правильный подбор глаголов;
2 балла – при употреблении слов допущено 2 ошибки, коррекция после оказания помощи;
1 балл – при воспроизведении слов допускаются многочисленные ошибки, оказываемой помощью не пользуется.
Исследование связной речи. Рассказ по серии картинок
Критерии:
речевая активность,
логичность,
последовательность,
полнота содержания,
типы используемых предложений,
аграмматизмы. Материал: 1 серия картинок. Мышонок находит шарик, надувает его и взлетает.
2 серия картинок. Дети украшают елку.
Процедура и инструкция: «Посмотри на эти картинки, они перепутались. Разложи их по порядку и расскажи, что было сначала, что было потом и чем все закончилось».
Оценка:
3 балла – серия картинок разложена правильно, рассказ составлен с пониманием причинно-следственных связей; речевая активность в норме, используются различные части речи, формы словообразования, интонации; рассказ характеризуется целостностью, связностью, последовательностью; предложения распространенные, различной синтаксической структуры с употреблением различных частей речи, без аграмматизмов; эмоциональная реакция адекватная.
2 балла – серия картинок разложена правильно (иногда последовательность расположения справа налево); объяснение неполное; дополнительный вопрос может игнорировать; речевая активность снижена; пользуется дополнительными вопросами экспериментатора, испытывает трудности в грамматическом оформлении предложения, предложения простые с преобладанием существительных и глаголов, связующие звенья представлены эпизодически, рассказ краткий, неразвернутый, связи прерываются; речь монотонна, эмоционально сдержанна.
Материалы по педагогике:
Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...
Современное состояние теории и практики использования пакетов
демонстрационной графики как средства наглядности обучения
Указанные положения классической дидактики сохраняют свое научное значение и для современного обучения. Разница состоит лишь в том, что в настоящее время весьма усовершенствована и получила широкое развитие система учебно-наглядных пособий, позволяющих сделать доступными наблюдению даже такие предм ...
Работоспособность младших школьников
Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординиров ...