неправильное обозначение мягкости согласных,
выпадение согласного звука из стечения звуков.
А. Исследование фонематического анализа
А.а) Выделение ударного гласного звука, находящегося в начале слова
Материал: картинки: облако, аист, удочка, иглы, утка, осы.
Инструкция: «Посмотри на картинку, что (кто) это? Послушай слово и назови первый звук: аист, облако, удочка, иглы, утка, осы».
Оценка:
3 балла – все звуки указаны самостоятельно и верно с первого предъявления слова;
2 балла – допущена 1-2 ошибки, необходимо протяжное выделение некоторых гласных во второй попытке;
1 балл – допускается 3 ошибки и более, внимание к выделению звука экспериментатором отсутствует, заменяет гласный звук.
А.б) Выделение гласного звука, находящегося в конце слова
Материал: картинки: пила, грибы, кольцо, кенгуру, очки, коза, колесо.
Инструкция: «Посмотри на картинку, что (кто) это? Послушай слово и назови последний звук: «пила, грибы, кольцо, кенгуру, очки, колесо».
Оценка:
3 балла – все звуки указаны самостоятельно и верно с первого предъявления слова;
2 балла – допущена 1-2 ошибки, необходимо протяжное выделение некоторых гласных во второй попытке;
1 балл – допускается 3 ошибки и более, внимание к выделению звука экспериментатором отсутствует; называется не звук, а слог.
А.в) Определение способности выделять согласный звук на фоне слова
Материал: синий квадрат; речевой материал: [т]: торт, дым, удочка, мышь, книжный, рот, шар, стул;
[с]: танк, козел, санки, ракета, пустой, ландыш, автобус, спал.
[р]: рак, дом, лыжи, машина, кукла, просто, стол, рука.
Инструкция: «Послушай слово и если услышишь звук [т], подними синий квадрат и т.д.».
Оценка:
3 балла – все звуки указаны верно с первого предъявления слова;
2 балла – допущены 1-2 ошибки при прослушивании некоторых слов со второй попытки, самокоррекция;
1 балл – допускаются множественные ошибки, внимание к выделению звука экспериментатором отсутствует; ошибки в словах с фонетически близкими звуками (свистящие-шипящие, звонкие-глухие, твердые-мягкие) и при стечении согласных.
А.г) Определение первого и последнего звука в слове
Материал: картинки: жук, дом, стул, топор, мышь, палец.
Процедура и инструкция: «Посмотри на картинку. Послушай слово: жук. Назови первый звук». Ребенок выполняет. «Еще раз послушай слово: жук. Назови последний звук и т.д.».
Оценка:
3 балла – все звуки указаны самостоятельно и верно с первого предъявления слова;
2 балла – допущены ошибки в 2-3 словах при прослушивании со второй попытки, самокоррекция;
1 балл – допускаются множественные ошибки замен, неправильного обозначения мягкости-твердости звуков, внимание к выделению звука экспериментатором отсутствует.
А.д) Исследование умения определять последовательность и количество звуков в слове
Материал: картинки: мак, рыба, шапка, шкаф.
Процедура и инструкция: «Посмотри на картинку. Что это? Мак. Назови мне, где спрятался звук [м] – в начале, середине или конце». Ребенок называет. «М – первый звук. Какой звук стоит за ним? Потом. Посчитай сколько всего звуков в слове мак?» и т.д. с рядом слов.
Оценка:
3 балла – последовательность и количество звуков определяется правильно и самостоятельно;
2 балла – допущены по 1-2 ошибки в определении последовательности и количества звуков, которые ребенок может исправить при помощи взрослого; ребенок испытывает затруднения в словах со стечением согласных;
1 балл – допускаются множественные ошибки, внимание к выделению звуков экспериментатором отсутствует; ребенок пропускает звуки, выделяя слоги или часть слова, застревает на предыдущем звуке, повторяет слово или набор согласных звуков.
Б. Исследование фонематического синтеза
Б.а) Исследование умения составлять слова из последовательно названных звуков.
Материал: к-о-т, р-у-к-а, с-у-м-к-а, ш-у-б-а, с-о-к, ш-а-п-к-а.
Процедура и инструкция: «Я буду произносить слово очень медленно, по звукам; слушай внимательно». Экспериментатор произносит звуки с интервалом в 1-2 секунды. «Поставь эти звуки рядом, друг за другом и произнеси слово целиком».
Оценка:
3 балла – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
2 балла – ребенок затрудняется в синтезе 2-3 слов, требуется помощь в повторении двусложных слов со стечением согласных;
1 балл – ребенок составляет только односложные слова, слова с открытыми слогами; включает новые слова, состоящие из других фонетически близких или артикуляторно и акустически далеких звуков.
Б.б)Исследование умения составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Материалы по педагогике:
Изучение особенности развития словаря у детей средней группы
Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в ГОУ № 835 Южного округа г. Москвы. В исследовании участвовало 19 детей. Нами были поставлены следующие задачи : 1.Изучить знание названий предметов и их частей. 2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, ...
Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического
высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификаци ...
Содержание изменения позиции педагога при осуществлении проектного метода
обучения
В ходе теоретического исследования нами были выделены следующее принципы, характеризующие деятельность педагога в проектном подходе: · Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. · Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Принцип стим ...