неправильное обозначение мягкости согласных,
выпадение согласного звука из стечения звуков.
А. Исследование фонематического анализа
А.а) Выделение ударного гласного звука, находящегося в начале слова
Материал: картинки: облако, аист, удочка, иглы, утка, осы.
Инструкция: «Посмотри на картинку, что (кто) это? Послушай слово и назови первый звук: аист, облако, удочка, иглы, утка, осы».
Оценка:
3 балла – все звуки указаны самостоятельно и верно с первого предъявления слова;
2 балла – допущена 1-2 ошибки, необходимо протяжное выделение некоторых гласных во второй попытке;
1 балл – допускается 3 ошибки и более, внимание к выделению звука экспериментатором отсутствует, заменяет гласный звук.
А.б) Выделение гласного звука, находящегося в конце слова
Материал: картинки: пила, грибы, кольцо, кенгуру, очки, коза, колесо.
Инструкция: «Посмотри на картинку, что (кто) это? Послушай слово и назови последний звук: «пила, грибы, кольцо, кенгуру, очки, колесо».
Оценка:
3 балла – все звуки указаны самостоятельно и верно с первого предъявления слова;
2 балла – допущена 1-2 ошибки, необходимо протяжное выделение некоторых гласных во второй попытке;
1 балл – допускается 3 ошибки и более, внимание к выделению звука экспериментатором отсутствует; называется не звук, а слог.
А.в) Определение способности выделять согласный звук на фоне слова
Материал: синий квадрат; речевой материал: [т]: торт, дым, удочка, мышь, книжный, рот, шар, стул;
[с]: танк, козел, санки, ракета, пустой, ландыш, автобус, спал.
[р]: рак, дом, лыжи, машина, кукла, просто, стол, рука.
Инструкция: «Послушай слово и если услышишь звук [т], подними синий квадрат и т.д.».
Оценка:
3 балла – все звуки указаны верно с первого предъявления слова;
2 балла – допущены 1-2 ошибки при прослушивании некоторых слов со второй попытки, самокоррекция;
1 балл – допускаются множественные ошибки, внимание к выделению звука экспериментатором отсутствует; ошибки в словах с фонетически близкими звуками (свистящие-шипящие, звонкие-глухие, твердые-мягкие) и при стечении согласных.
А.г) Определение первого и последнего звука в слове
Материал: картинки: жук, дом, стул, топор, мышь, палец.
Процедура и инструкция: «Посмотри на картинку. Послушай слово: жук. Назови первый звук». Ребенок выполняет. «Еще раз послушай слово: жук. Назови последний звук и т.д.».
Оценка:
3 балла – все звуки указаны самостоятельно и верно с первого предъявления слова;
2 балла – допущены ошибки в 2-3 словах при прослушивании со второй попытки, самокоррекция;
1 балл – допускаются множественные ошибки замен, неправильного обозначения мягкости-твердости звуков, внимание к выделению звука экспериментатором отсутствует.
А.д) Исследование умения определять последовательность и количество звуков в слове
Материал: картинки: мак, рыба, шапка, шкаф.
Процедура и инструкция: «Посмотри на картинку. Что это? Мак. Назови мне, где спрятался звук [м] – в начале, середине или конце». Ребенок называет. «М – первый звук. Какой звук стоит за ним? Потом. Посчитай сколько всего звуков в слове мак?» и т.д. с рядом слов.
Оценка:
3 балла – последовательность и количество звуков определяется правильно и самостоятельно;
2 балла – допущены по 1-2 ошибки в определении последовательности и количества звуков, которые ребенок может исправить при помощи взрослого; ребенок испытывает затруднения в словах со стечением согласных;
1 балл – допускаются множественные ошибки, внимание к выделению звуков экспериментатором отсутствует; ребенок пропускает звуки, выделяя слоги или часть слова, застревает на предыдущем звуке, повторяет слово или набор согласных звуков.
Б. Исследование фонематического синтеза
Б.а) Исследование умения составлять слова из последовательно названных звуков.
Материал: к-о-т, р-у-к-а, с-у-м-к-а, ш-у-б-а, с-о-к, ш-а-п-к-а.
Процедура и инструкция: «Я буду произносить слово очень медленно, по звукам; слушай внимательно». Экспериментатор произносит звуки с интервалом в 1-2 секунды. «Поставь эти звуки рядом, друг за другом и произнеси слово целиком».
Оценка:
3 балла – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
2 балла – ребенок затрудняется в синтезе 2-3 слов, требуется помощь в повторении двусложных слов со стечением согласных;
1 балл – ребенок составляет только односложные слова, слова с открытыми слогами; включает новые слова, состоящие из других фонетически близких или артикуляторно и акустически далеких звуков.
Б.б)Исследование умения составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Материалы по педагогике:
Изучение опыта ведущих преподавателей
Я присутствовал на лекции преподавателя кафедры Металлорежущие станки и инструменты Шумаковой Т.А. Лекция по дисциплине "Станки и станочные комплексы" читалась группе 4-го курса: ММ – 371. Тема лекции: " Классификация станков ". Эта лекция является основой для всех последующих з ...
Качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные,
устойчивые
Проявления целей: доведение работы до конца или ее постоянное откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость. Мотивация рождается в самой деятельности, ...
Исследование почв Южного Урала как метод
формирования геоэкологического мышления
Почвенные исследования, проводимые со школьниками в окрестностях своей школы, экологического центра или в местности, где проходит экспедиция, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы. Основным методом исследования почв в природе является сравнительно – географический, сущность кот ...