Оценка:
3 балла – самостоятельное выделение всех слов с заданным звуком;
2 балла – при выполнении допущено 3-4 ошибки, необходимость повторения задания;
1 балл – при выполнении допускаются множественные ошибки, ребенок нуждается в утрированном произнесении звуков и многократном повторении предложений.
в) Исследование умения синтезизировать предложения
Речевой материал: слова для составления предложений: 1. наступила, зима; 2. зимой, погода, холодная; 3. папа, портфель, красивый, купил; 4. падают, на, землю, тихо, снежинки.
Инструкция: «Послушай слова и попробуй составить из них предложение».
Оценка:
3 балла – задание выполнено самостоятельно, правильно, во внутреннем плане;
2 балла – допускается 1-2 ошибки; требуется помощь взрослого в повторении слов; ребенок помогает себе сопутствующим проговариванием (повторением) слов;
1 балл – допущено более 2 ошибок, используются различные сопутствующие виды помощи, повторение слов экспериментатором неоднократно, требуется привлечение внимания.
г) Исследование языковых представлений на уровне предложений
Материал: 5 кругов белого цвета.
Процедура и инструкция: перед ребенком кладется 2 фишки. «Придумай предложение, чтобы в нем было столько слов, сколько фишек на столе». Если ребенок справился с заданием, на стол выкладывается еще один круг и инструкция повторяется.
Оценка:
3 балла – задание выполнено самостоятельно, правильно, во внутреннем плане;
2 балла – допускается 2 ошибки; требуется помощь взрослого в повторении инструкции, совместном счете, ребенок может составить предложение по подобию;
1 балл – допущено более 2 ошибок, используются различные сопутствующие виды помощи, ребенок составляет любые предложения, не обращая внимания на количество кругов.
Исследование слогового анализа, синтеза и представлений
Критерии:
недоговаривание слов,
перестановки, пропуски, добавления звуков и слогов.
а) Исследование умения определять количество и последовательность слогов в слове
Материал: картинки: кот, серый, ноты, пою, гусеница, стул, ведро, корзина.
Инструкция: «Посмотри на картинку. Я произнесу слово, а ты посчитай, сколько в нём маленьких частей, сколько слогов в этом слове». Ребенок выполняет. «Назови первый слог, второй, …, последний».
Оценка:
3 балла – количество и последовательность слогов указаны верно с первого предъявления;
2 балла – количество и последовательность слогов указаны верно при выделении слогов (совместно со взрослым) со второй попытки; допущены 1-2 ошибки, которые ребенок исправляет самостоятельно; происходит смешение понятий «звук» и «слог»; ошибки преимущественно в словах со стечением согласных;
1 балл – многочисленные ошибки в виде перестановок, пропусков, недоговаривания, внимание к повторному выделению слогов экспериментатором отсутствует; ребенок не различает понятия «звук» и «слог»; иногда происходит застревание на звуке или произносится хаотичный набор звуков.
б) Исследование умения составлять слово из произнесенных слогов
Речевой материал: ли-са, о-гу-рец, низ-кий, ка-пус-та, ве-ло-си-пед, шту-ка, же-ре-бе-нок, кор-зи-на.
Инструкция: «Я буду произносить слоги, а ты назови слово, которое из них получилось».
Оценка:
3 балла – правильное, самостоятельное выполнение задания;
2 балла – ребенок неуверенно произносит слова, допускает 3-4 ошибки, требуется помощь экспериментатора в повторении трех- четырехсложных слов;
1 балл – ребенок не может составить слова из заданных слогов; изменяет их в ласкательную форму, включает новые слова, отделяет от слова какую-либо часть; помощь не влияет на результат.
в) Исследование представлений на уровне слова
Материал: карточки с цифрами 1,2,3,4.
Процедура и инструкция: перед ребенком карточка с цифрой 1. «Придумайслово, чтобы в нем было столько слогов, сколько нарисовано на карточке». Если ребенок справился с заданием, на стол выкладывается следующая карточка и инструкция повторяется.
Оценка:
3 балла – задание выполнено самостоятельно, правильно, во внутреннем плане;
2 балла – допускается 2 ошибки; требуется помощь взрослого в повторении инструкции, совместном счете, ребенок может составить слово по подобию;
1 балл – допущено более 2 ошибок, используются различные сопутствующие виды помощи, ребенок составляет любые слова, не обращая внимания на изображенную цифру.
Исследование фонематического анализа, синтеза и представлений
Критерии:
замена фонетически близких звуков (свистящие-шипящие, звонкие-глухие, твердые-мягкие, аффрикаты и компоненты),
замена гласных в ударном положении,
Материалы по педагогике:
Особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у
дошкольников со стертой дизартрией
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. По мнению Е.Н.Винарской, патогенез произносительной стороны речи при дизартрии обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: 1) стволовыми, вызывающими вялый и спастически ...
Сущность и проблемы семейного воспитания учащихся
старшего школьного возраста
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражитель ...
Индивидуальный план прохождения педагогической практики
В 6 «а», 7 «б», 7 «а», 8 «в» и 10 «б» классах МОУ СОШ № 1 с. Питерка студентки 4 курса 411 группы социологического факультета Касицыной Дарьи Александровны Дата Наименование вида работы Отметка о выполнении работы Примечание 28.08.10. ознакомилась с Уставом МОУ СОШ «с. Питерка.» выполнено 7.09.10. ...