2 балла – ребенок допускает не более 5 ошибок при поиске картинок с предложенными парами слов, испытывает затруднения при дифференциации звуков;
1 балл – ребенок не показывает более половины картинок, помощь не стимулирует, допускаются множественные ошибки.
Исследование умения подбирать антонимы
Материал: картинки: белый/черный пудель, коробка с сахаром и лимон, стул и кресло, большой/маленький мяч, высокий/низкий дом, длинная/короткая лента, узкое/широкое полотенце, толстая/тонкая книга.
Инструкция: «Я буду называть начало предложения, а ты помоги мне его закончить. Это пудель белый, а это …? И т.д.»
Оценка:
3 балла – правильный, самостоятельный подбор антонимов;
2 балла – при употреблении антонимов допущена 1-2 ошибки, самостоятельная коррекция после дополнительного вопроса;
1 балл – при воспроизведении слов допущено 3 ошибки и более, антонимы повторяются, оказываемой помощью не пользуется.
Исследование грамматического строя речи
Критерии:
искажение морфологической структуры слова, замена суффиксов, приставок,
изменение падежных окончаний,
нарушение предложных конструкций,
изменение числа существительных,
нарушение согласования.
А. Выявление навыков словоизменения
А.а) Изменение числа имени существительного
в именительном падеже «Один-много»
Речевой материал: глаз, лист, окно, ухо, карандаш, ведро, стул, дерево, мост, кукла, письмо, котенок.
Инструкция: «Я назову тебе слово, а ты измени его во множественное число».
Оценка:
3 балла – правильное, самостоятельное изменение слов;
2 балла – при воспроизведении слов допущено 3-4 ошибки, коррекция после оказания помощи;
1 балл – допущены ошибки в половине слов, предъявленных к изменению, оказываемой помощью не пользуется.
А.б) Изменение имен существительных по падежам.
Материал: рисунки для конструкций винительного падежа с контурным изображением ежа, белки, собаки, зайца;
Материал: рисунки для конструкций родительного падежа единственного числа: чайник без ручки, петух без гребешка, машина без колеса, стол без ножки;
рисунки для конструкций родительного падежа множественного числа: фокусник, шары, пальцы, кошки, карандаши, ключи, деревья;
Материал для конструкций дательного падежа: лента с окошечком «Животный мир» с изображением зверей.
Материал для конструкций творительного падежа: игра «Женские профессии» - картинки: художница, портниха, краски, карандаши, кисти, мелки, нитки, ножницы, пуговицы, иглы.
Материал для конструкций предложного падежа: рисунки с героями мультфильмов: смешарики, котенок Гав, машинки-тачки, лошадки-пони, лиса, щенок.
Инструкция для конструкций винительного падежа: «У меня есть друг-художник. Он любит рисовать везде: в транспорте, на улице, в цирке, в лесу, в гостях. Посмотри, кого он нарисовал?»
Инструкция для конструкций родительного падежа единственного числа: «Посмотри на картинки. Без чего машина? И т.д.»
Инструкция для конструкций родительного падежа множественного числа: «Посмотри, фокусник кладет на стол предмет, накрывает его, снимает покрывало, и стол оказывается пуст. Я тебе буду показывать картинки с предметами, которые лежали на столе у фокусника, а ты будешь говорить, чего не стало после фокуса».
Инструкция для конструкций дательного падежа: «Однажды перед выступлением в цирке заболели все звери. Их срочно надо было лечить. Пригласили лучших врачей для животных - ветеринаров. Посмотри, кого они вылечили. Открывай первое окошечко и называй, кому помогли вылечиться врачи». Ребенок, поочередно сдвигая ленту с окошечком, называет изображенных зверей, изменяя парадигму слова (слонам, тиграм, львам, обезьянам, медведям).
Инструкция для конструкций творительного падежа: «Посмотри, кто изображен на первой картинке, на второй? Отбери и положи к художнице те предметы, которые используются ею в рисовании, а к портнихе – те, которые ей нужны для шитья. Назови, чем пользуется в работе художница? А чем пользуется при пошиве портниха?»
Инструкция для конструкций предложного падежа: «Ваня долго думал, о ком посмотреть мультфильм? Посмотри, о ком думал Ваня? Назови».
Оценка:
3 балла – изменение падежных окончаний верное;
2 балла – при изменении допущены 2-3 ошибки падежных конструкций, коррекция после стимульной помощи;
1 балл – при воспроизведении слов допускаются многочисленные ошибки, оказываемой помощью не пользуется.
А.в) Исследование умения употреблять предлоги
Материал: иллюстрация с изображением дома и различным расположением котов относительно него.
Инструкция: «Посмотри на картинку.
Где лежит белый кот? – под, на, около
Материалы по педагогике:
Место письменной деловой коммуникации в структуре коммуникации и управления
Общение – необходимое условие развития человека как члена общества и как личности. Это сложный многоплановый процесс установления и поддерживания контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодейств ...
Работа над обогащением словарного запаса младших школьников
С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой предлагаем из опыта работы передовых педагогов задания следующего характера: 1) узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений; 2) подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в зн ...
Анализ психодиагностических процедур
В исследовании были использованы, следующие диагностические методики: 1)Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой 2)Анкета «Стили Воспитания» О.М. Олышевская Задание: На листе белой бумаги нарисуй кактус- такой, каким ты себе его представляешь. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются ...