Содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 8

2 балла – ребенок допускает не более 5 ошибок при поиске картинок с предложенными парами слов, испытывает затруднения при дифференциации звуков;

1 балл – ребенок не показывает более половины картинок, помощь не стимулирует, допускаются множественные ошибки.

Исследование умения подбирать антонимы

Материал: картинки: белый/черный пудель, коробка с сахаром и лимон, стул и кресло, большой/маленький мяч, высокий/низкий дом, длинная/короткая лента, узкое/широкое полотенце, толстая/тонкая книга.

Инструкция: «Я буду называть начало предложения, а ты помоги мне его закончить. Это пудель белый, а это …? И т.д.»

Оценка:

3 балла – правильный, самостоятельный подбор антонимов;

2 балла – при употреблении антонимов допущена 1-2 ошибки, самостоятельная коррекция после дополнительного вопроса;

1 балл – при воспроизведении слов допущено 3 ошибки и более, антонимы повторяются, оказываемой помощью не пользуется.

Исследование грамматического строя речи

Критерии:

искажение морфологической структуры слова, замена суффиксов, приставок,

изменение падежных окончаний,

нарушение предложных конструкций,

изменение числа существительных,

нарушение согласования.

А. Выявление навыков словоизменения

А.а) Изменение числа имени существительного

в именительном падеже «Один-много»

Речевой материал: глаз, лист, окно, ухо, карандаш, ведро, стул, дерево, мост, кукла, письмо, котенок.

Инструкция: «Я назову тебе слово, а ты измени его во множественное число».

Оценка:

3 балла – правильное, самостоятельное изменение слов;

2 балла – при воспроизведении слов допущено 3-4 ошибки, коррекция после оказания помощи;

1 балл – допущены ошибки в половине слов, предъявленных к изменению, оказываемой помощью не пользуется.

А.б) Изменение имен существительных по падежам.

Материал: рисунки для конструкций винительного падежа с контурным изображением ежа, белки, собаки, зайца;

Материал: рисунки для конструкций родительного падежа единственного числа: чайник без ручки, петух без гребешка, машина без колеса, стол без ножки;

рисунки для конструкций родительного падежа множественного числа: фокусник, шары, пальцы, кошки, карандаши, ключи, деревья;

Материал для конструкций дательного падежа: лента с окошечком «Животный мир» с изображением зверей.

Материал для конструкций творительного падежа: игра «Женские профессии» - картинки: художница, портниха, краски, карандаши, кисти, мелки, нитки, ножницы, пуговицы, иглы.

Материал для конструкций предложного падежа: рисунки с героями мультфильмов: смешарики, котенок Гав, машинки-тачки, лошадки-пони, лиса, щенок.

Инструкция для конструкций винительного падежа: «У меня есть друг-художник. Он любит рисовать везде: в транспорте, на улице, в цирке, в лесу, в гостях. Посмотри, кого он нарисовал?»

Инструкция для конструкций родительного падежа единственного числа: «Посмотри на картинки. Без чего машина? И т.д.»

Инструкция для конструкций родительного падежа множественного числа: «Посмотри, фокусник кладет на стол предмет, накрывает его, снимает покрывало, и стол оказывается пуст. Я тебе буду показывать картинки с предметами, которые лежали на столе у фокусника, а ты будешь говорить, чего не стало после фокуса».

Инструкция для конструкций дательного падежа: «Однажды перед выступлением в цирке заболели все звери. Их срочно надо было лечить. Пригласили лучших врачей для животных - ветеринаров. Посмотри, кого они вылечили. Открывай первое окошечко и называй, кому помогли вылечиться врачи». Ребенок, поочередно сдвигая ленту с окошечком, называет изображенных зверей, изменяя парадигму слова (слонам, тиграм, львам, обезьянам, медведям).

Инструкция для конструкций творительного падежа: «Посмотри, кто изображен на первой картинке, на второй? Отбери и положи к художнице те предметы, которые используются ею в рисовании, а к портнихе – те, которые ей нужны для шитья. Назови, чем пользуется в работе художница? А чем пользуется при пошиве портниха?»

Инструкция для конструкций предложного падежа: «Ваня долго думал, о ком посмотреть мультфильм? Посмотри, о ком думал Ваня? Назови».

Оценка:

3 балла – изменение падежных окончаний верное;

2 балла – при изменении допущены 2-3 ошибки падежных конструкций, коррекция после стимульной помощи;

1 балл – при воспроизведении слов допускаются многочисленные ошибки, оказываемой помощью не пользуется.

А.в) Исследование умения употреблять предлоги

Материал: иллюстрация с изображением дома и различным расположением котов относительно него.

Инструкция: «Посмотри на картинку.

Где лежит белый кот? – под, на, около

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Понятие социализации детей с ограниченными возможностями
"Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества". Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность при ...

Что же такое благотворительность: показная забота или естественное желание
Благотворительность – это зов души. Для кого-то – это деньги, кто-то может оказывать материальную помощь, для кого-то – это личное участие. Благотворительность означает «творить благо», добро для тех, кому его не хватает. И при этом ничего не требовать взамен: перечисляешь деньги и не думаешь о схе ...

Навигация