Содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 9

Где прячется серый полосатый кот? – за

Где сидит черный кот? – в

Откуда на нас смотрит кот около лестницы? – из

Куда идет серый кот с букетом? – в, к

Куда смотрит рыжий полосатый кот? – на

Где он сидит? – перед

Где ходит кот с черной спинкой и белой мордочкой? – по

Откуда он спрыгнет? – с

Оценка:

3 балла – правильное употребление предлогов;

2 балла – при употреблении слов допущено 2-3 ошибки, коррекция после оказания помощи, имеются повторы предлогов;

1 балл – при воспроизведении слов допущено более 3 ошибок, оказываемой помощью не пользуется, требуются многочисленные повторы.

А.г) Исследование умения согласовывать прилагательные

с существительными в роде и числе

Материал: картинки: желтые, майка, мяч, яблоко, сапоги; красные роза, флаг, кресло, туфли; голубые сумка, автобус, полотенце, ножницы.

Инструкция: «Назови, какой по цвету этот предмет?»

Оценка:

3 балла – согласование правильное;

2 балла – при согласовании слов допущено 2 ошибки, коррекция после оказания помощи;

1 балл – согласование нарушено, допущено 3 ошибки, оказываемой помощью не пользуется.

А.д) Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

Материал: предметные картинки с изображением детей, выполняющих гимнастику.

Инструкция: «На этих картинках изображены дети, делающие зарядку. Оля и Митя показывают, какие упражнения нужно выполнить. И девочки с мальчиками делают их. А теперь покажи, где поднимает Митя руки, а где поднимают руки дети? Где наклоняются, а где наклоняется?» и т.д. «Посмотри и скажи: Что делает Оля? Что делают девочки?» (Поднимает (ют) руки вверх) и т.д.»

Оценка:

3 балла – согласование глаголов правильное;

2 балла – при употреблении слов допущено 2 ошибки, коррекция после оказания помощи;

1 балл – при воспроизведении слов допускаются многочисленные ошибки, оказываемой помощью не пользуется.

е) Исследование умения согласовывать числительные с именами существительными

Материал: цифры 1,2,3,7; тетрадь, карандаш, яблоко.

Инструкция: «Я буду прикладывать цифру к предмету вот так. Сколько тетрадей? (одна) А теперь назови количество предметов (две тетради, три тетради, 7 тетрадей) и т.д.»

Оценка:

3 балла – правильное согласование числительных с именами существительными;

2 балла – при согласовании допущено 2-3 ошибки, коррекция после оказания помощи;

1 балл – согласование нарушено, допущено более 3 ошибок в изменении окончаний, оказываемой помощью не пользуется.

Б. Выявление навыков словообразования

Б.а) Выявление умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Материал: картинки: мяч, ложка, кастрюля, юбка, туфли, сапоги, лук, морковь, лимон, носки, игла, малина.

Инструкция: «Посмотри на картинку и покажи, где большой стул, а где маленький стульчик и т.д. Я буду называть тебе большой предмет, а ты мне маленький. Большой мяч, а маленький? И т.д.».

Оценка:

3 балла – самостоятельное выполнение задания с первого предъявления в полном объеме;

2 балла – допущено не более 2 ошибок, принимается помощь, выполнение задания не в полном объеме;

1 балл – допускаются многочисленные ошибки, помощь принимается не всегда, частичное выполнение задания.

Б.б) Выявление умения образовывать относительные прилагательные.

Речевой материал: шуба из меха – меховая, брюки из джинсовой ткани – джинсовые, платье из шелка – шелковое, юбка из бархата – бархатная и т.д.; картинки: шерстяная шапка, бархатная юбка, джинсовые брюки, кожаные сапоги, резиновые галоши, соломенная шляпа, ситцевый платок.

Инструкция: «В магазин поступил новый товар. Посмотри на картинки. Что это? Из чего сделано? Если платье из шелка, то оно какое? Как по-другому можно сказать? (шелковое) и т.д.»

Оценка:

3 балла – самостоятельное выполнение задания с первого предъявления в полном объеме;

2 балла – допущено не более 2 ошибок, принимается повторная помощь экспериментатора, выполнение задания не в полном объеме;

1 балл – допускаются многочисленные ошибки, искажения, повторы словосочетаний типа «юбка из бархата», помощь используется не всегда.

Б.в) Выявление умения образовывать притяжательные прилагательные.

Материал: игра «Загадки Карандаша»; изображения Карандаша и диких зверей с недостающими частями тела и отдельных изображений недостающих частей (ухо зайца, хвост лисы, рога коровы, нос медведя, иголки ежа, усы кошки, лапы собаки, пятачок свиньи, хвост белки).

Процедура и инструкция: «Сегодня Карандаш решил с нами поиграть: не дорисовал зверей. Посмотри, кого он изобразил? Назови». Ребенок называет. «Все ли части тела у них нарисовал Карандаш? Чего не хватает у лисы? (хвоста). Как можно назвать хвост лисы? По-другому можно сказать: лисий хвост. «Скажи, чьё это ухо (ухо зайца). Как назвать ухо зайца по-другому. Прикладывай зайцу его заячье ухо» и т.д.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данные состояния неречевых предпосылок овладения письмом детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице № 1. Они показывают, что в ЭГ несформированность данных предпосылок составляет 51,5 %, а в КГ - 28,3% (диаграмма №). Диаграмма № Характеристика несформированности неречевых предпосыло ...

Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный ...

Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм ...

Навигация