I. Методика применения подвижных игр.
Для успешного и эффективного использования игр в системе учебного занятия, необходимо знать и учитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр.
Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зависит от руководства ею. Поэтому руководителю необходимо спланировать роль и место конкретной подвижной игры в конкретном занятии. Изучив методические рекомендации «Спортивные и подвижные игры» И.Ю. Портных, «Детские подвижные игры» А.Б. Кенеман, «Развивающие игры» М.И. Логиновой, программу «Физическое воспитание учащихся 1–11 классов» Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского и др.
Были выделен ряд факторов, которые необходимо учитывать в процессе планирования игры:
Как правило, подбор игр проводится по системе их трудности для занимающихся с систематическим повторением для прочного усвоения приобретаемых в подвижных играх, навыков и умений. При подборе игры необходимо учитывать:
– педагогические задачи, поставленные на данном занятии;
– учет положительного переноса двигательного навыка;
– физиологические особенности занимающихся;
– психологические особенности различного пола;
– подготовленность группы;
– количественный состав занимающихся;
– место проведения занятия (зал, естественные условия среды).
Особое значение уделяется подготовке инвентаря, так как от этого зависит результат игры.
Инвентарь должен быть красочным и заметным в игре, по размеру и весу он должен соответствовать силам играющих, а количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее. Лучше хранить его у места проведения, но раздавать и расставлять инвентарь только после объяснения игры.
При объяснении игры придерживаюсь:
Название игры;
Размеры игровой площадки;
Роль играющих и их расположение (размещение играющих и место руководителя для меня особо актуально. Объяснять игру необходимо в таком положении, чтобы участники видели и слышали руководителя);
Ход игры;
Цель;
Правила игры.
Выполнение обязанности водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих. Поэтому, желательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше игроков.
Выделяю водящих разными способами:
– по назначению;
– жребию (путем расчета, метания и др.);
– по считалке;
– по расчету;
– по выбору играющих;
– по результатам предыдущих игр.
Распределение на команды проводится также разными способами:
– по усмотрению руководителя;
– путем расчета;
– путем перестроения;
– по назначению капитанов;
– по сговору;
– использование постоянных команд.
Игру необходимо начинать организованно и своевременно, по условному сигналу. Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции на различные приказания.
Необходимо содействовать в процессе игры развитию творческой инициативы играющих и, конечно же, учитывать настроения учащихся. Руководитель должен учитывать наиболее опасные моменты в игре (перепрыгивание, спрыгивание и т.д.) и быть готовым к подстраховке.
Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать требования по технике безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм:
Чистый и сухой пол.
Хорошее освещение снарядов в одной части зала.
Наличие спортивной формы и обуви.
Наличие неиспорченного спортивного инвентаря.
Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства.
Игра теряет свою ценность, если не соблюдаются правила. От судьи зависит правильное подведение итогов. Правильное и корректное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам, что особо важно для всех спортивных игр.
Материалы по педагогике:
Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению
Одним из важнейших условий успешной психологической адаптации в период младшего школьного возраста является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность ...
Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...
Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов,
синонимов, антонимов и фразеологизмов
С многозначностью слова (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются ещё в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или млад ...