Мы два братца молодые,
Два Мороза удалые:
Я Мороз - Красный нос,
Я Мороз - Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься.
Все дети хором отвечают Морозам:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
Все играющие перебегают в дом на противоположный конец комнаты, а Морозы стараются заморозить детей из противоположной команды. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Выигрывает тот Мороз, кто больше заморозил детей. Потом Морозы становятся лицом к своей команде, и игра продолжается.
Формирование. Шипящие звуки II подгруппа
Поезд
Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.
Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде "По-шел, по-шел, по-шел". Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: "При-шел, при-шел, при-шел" (замедленно: ш, ш, ш - выпустил пар). Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется.
Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный - шшшу-шшшу (медленно).
Лягушки
Цель. Дифференциация звуков ш-ч в тексте.
Описание игры. Дети делятся на две группы. Одна из них - кочки на болоте, другая - лягушки. Кочки стоят большим кругом. За каждой кочкой спряталась лягушка.
Одна лягушка (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика.
Водящий говорит: "Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки". Все дети скачут внутри круга и говорят: "Ква, ква, ква, ква, скачут, вытянувши ножки".
Дети (кочки) говорят: "Вот из лужицы на кочку да за мошною вприскочку". После этих слов все лягушки и водящий прячутся за кочки. Тот, кому не хватило кочки, становится водящим. Он говорит: "Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото". Лягушки снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала. Только дети меняются ролями.
Разведчики
Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.
Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в "разведчиков". детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть организована для автоматизации любого звука).
Свистит - шипит
Цель. Дифференциация звуков с-ш.
Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: "Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке. Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с… Гусь: ш-ш-ш… и т.д.
Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении ш - вверху.
Прогулка на велосипедах
Цель. Дифференциация звуков с-ш.
Описание игры. Педагог говорит: "Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с… (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с…) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети: ш-ш-ш…) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с…_
Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходит из шины?" (Дети: ш-ш-ш…)
Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш…), он был теплый, язык находился вверху.
Формирование. Сонорные звуки III - IV подгруппы
Будильник
Цель. Автоматизация звука р.
Описание игры. Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок-будильник. Педагог говорит, в котором часу надо детей разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъема время, будильник начинает трещать: р-р-ррр… Все дети встают.
Материалы по педагогике:
Проблемы машинных методов обучения
Машинные методы обучения с опорой на вычислительную технику, т.е. компьютер, выступают в качестве помощника преподавателю. В настоящее время в большинстве учебных заведений имеются компьютерные классы с объединением компьютеров в локальные вычислительные сети. Эффективность использования средств, в ...
Двуязычие в детском возрасте
Важен не только язык, на котором говорят с ребенком, но и язык, на котором общаются родители между собой. Чтобы оба языка были представлены в жизни ребенка равномерно, родителям рекомендуют говорить между собой на языке, отличающемся от языка окружения. Иногда, правда, кто-то из родителей не говори ...
История возникновения вредных привычек
К самым вредным привычкам относятся курение, алкоголизм, наркомания. Все они влияют на здоровье человека, ломают человеческие жизни, судьбы. С ними нужно бороться, хотя это и нелегко. Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещес ...