Воробушки и автомобиль
Цель. Автоматизация звуков р, р` в звукоподражаниях.
Описание игры. Несколько детей (воробушки) скачут по дороге и чирикают: чик-чирик, чик-чирик. Вдруг на дороге показывается автомобиль (ребенок, изображающий автомобиль). Сначала звук мотора р-р-р слышен слабо, затем все сильнее и сильнее. Когда машина приближается к воробьям, они издают звук фрр, расправляют крылья и разлетаются.
Солдаты
Цель. Автоматизация звука в слогах.
Описание игры. Дети ходят в строю. При движении издают звуки трубы: трам-та-ра-ра, трам-та-ра-ра. Педагог может выбрать кого-нибудь из детей и поручить ему роль трубача, а остальные дети оценивают правильность звучания трубы (громкость, четкость).
Вороны
Цель. Автоматизация звука р в звукоподражания и фразах.
Описание игры. Педагог делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся по кругу и, опустив руки, говорят: "Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны"; вторая - вороны, которые прыгают в круг и каркают: кар-кар-кар… Первая группа детей говорит: "Из-за корочки подрались, во все горло разорались". Вторая группа (в кругу): кар-кар-кар…Первая группа: "Вот собаки прибегают, и вороны улетают". В круг вбегает третья группа детей, изображающая собак, и с рычанием р-р-р…гонится за воронами, которые улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становятся собаками. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся две-три самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.
Догонялки
Цель. Дифференциация звуков л, л`, р, р` в тексте.
Описание игры. Дети берутся за руки (они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на расстоянии 10 м (7 м) на стуле.
Мы, веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Ну, попробуй нас догнать!
Сказав последние слова, дети опускают руки и убегают, а водящий ловит кого-нибудь. Пойманный водит, и игра повторяется.
Спасайся от волка
Цель. Дифференциация звуков л, л`, р, р` в тексте.
Описание игры. На одном конце комнаты стулья, за которыми прячутся дети, спасаясь от волка (стулья стоят в одну линейку, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пройти). На другом конце комнаты сидит в логове (на стуле) волк. Дети идет по направлению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают в корзинку землянику):
Ходили ребятишки по бугорочку,
Брали, брали ягодку земляничку.
Накололи ноженьку на былиночку.
Болит, болит ноженька, да не больно.
По окончании слов из логова выскакивает волк, а дети убегают и прячутся от волка, который их ловит. Тот, кого поймает волк, садится в логово и становится волком.
В лесу родилась елочка
Цель. Дифференциация звуков л, л`, р, р` в тексте.
Описание игры. Дети образуют вокруг елки большой хоровод.
Все поют и сопровождают песню движениями.
В лесу родилась елочка, (Хоровод движется вправо,
В лесу она росла, затем влево)
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку (Дети присаживаются на корточки,:
"Спи, елочка, бай-бай!"изображают, как спит елочка)
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"
Трусишка зайка серенький (Делают подскоки обеими ногами,
Под елочкой скакал, подражая зайчику, затем бегут
Порою волк, сердитый волкназад мелкими шагами, слегка
Рысцою пробегал. нагнувшись, когда волк пробегает
мимо елочки)
Чу! Снег по лесу чистому (Идут вправо, высоко поднимая
Под полозом скрипит: ноги, друг за другом)
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везет лошадка дровеньки, (Останавливаются, поворачиваются
А в дровнях старичок: лицом к елке, раздвигают ноги,
Срубил он нашу елочкуруки поднимают, опускают и
Под самый корешок. поднимают 2-3 раза, изображая как рубят елочку).
Теперь ты здесь, нарядная, (Слегка приплясывают, стоя на
На праздник к нам пришла, месте. Движения произвольные).
И много, много радости
Детишкам принесла.
При обследовании произношения отмечалось и отчетливость, ясность произношения, их дифференциация, особенности темпа речи, речевого дыхания.
Материалы по педагогике:
Психологические и лингвистические основы развития словаря
Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она вс ...
Методика организации и проведения дидактических игр
и упражнений
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, ра ...
Обобщающее повторение темы «Магнитные явления»
Повторение целесообразно провести в форме конференции. Темами сообщений могут быть следующие: История открытия магнитных свойств вещества Открытие магнитного поля тока. Опыты Эрстеда Магнитные поля в науке и технике Электромагниты, их применение в науке и технике Из истории изобретения электродвига ...