Описание организации и методов исследования

Страница 2

Начальные навыки- некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.

Самовыражение в разговоре - умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку.

Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает.

Навыки планирования предстоящих действий - прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что–то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию.

Альтернативы агрессивному поведению - каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом.

Старшеклассникам даётся список утверждений с бланком для ответов.

Опрос проводится в два этапа.

На первом этапе испытуемый должен оценить насколько ему самому даются указанные социальные навыки.

Материалом к проведению методики служит опросник, который состоит из списка утверждений и бланка для ответов.

На втором этапе испытуемый должен оценить насколько тот или иной навык удаётся его сверстникам.

На первом этапе мы получаем сведения о том, как старшеклассник сам оценивает свою успешность в том, или ином навыке. Однако этого недостаточно, поскольку мы не знаем, на какой уровень выполнения социальных навыков он ориентируется, с кем он сравнивает себя. Для того чтобы выяснить эти ориентиры, проводится второй этап, на котором предлагается оценить, насколько эти навыки, по мнению испытуемого, развиты у его сверстников. Только получив эту информацию, мы можем понять, какие навыки и насколько значимы для данного старшеклассника.

Анкета позволяет оценить уровень профессионального самоопределения старшеклассников (разработана автором).

Результаты, полученные путем диагностики уровня самооценки личности показали, что в экспериментальной группе низкий уровень закрытости выявлен только у 38% учащихся. У остальных 62 % уровень закрытости высокий, что отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой (рис. 1 соответствует низкому уровню показателей).

педагогический личность внешкольный старшеклассник

Рисунок 1 - Диагностика уровня самооценки и самопринятия в контрольной и экспериментальной группах, %

В контрольной группе, наоборот, количество человек с высоким уровнем закрытости составляет всего 8 %. Остальные 92 % старшеклассников имеют низкий уровень закрытости.

У 88 % учащихся из экспериментальной группы высокие показатели самоуверенности, что говорит о выраженной самоуверенности, ощущение силы собственного «Я», высокой смелости в общении. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненный вопросы. У 12% отмечается низкий уровень самоуверенности, что может говорить о неуважения к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Возможно избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.

В контрольной группе низкая самоуверенность отмечена только у 2 % учащихся. В целом, это высокие результаты и по обеим группам.

В экспериментальной группе 18 % учащихся имеют низкий уровень саморуководства. Это может объясняться низким волевым контролем для преодолевания внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением. В контрольной группе этот показатель равен 5 %.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном возрасте
На формирование мотивации влияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее с ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. Цель: развивать друж ...

Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм ...

Навигация