Из опрошенных старшеклассников экспериментальной группы только 18 % собираются продолжать обучение по интересующей их профессии. Остальные 52 % учащихся собираются продолжить послешкольное обучение только для того, чтобы получить диплом. Работать по профессии они не собираются.
В основном, 62 % испытуемых считают выбор будущей профессии самостоятельным. 11 % испытуемых выбрали будущую профессию «за компанию» с друзьями. На выбор 5 % испытуемых оказала влияние семья, на 3 % школа (презентация профессий). 9 % испытуемых считают выбор будущей профессии случайностью, а 10 % затруднились ответить.
В контрольной группе 66 % учащихся определились с выбором профессии. 28 % решили после окончания школы совместить дальнейшее обучение и работу. 6 % испытуемых не определились с выбором и 4 % - решили пройти службу в армии.
Причины выбора профессии у испытуемых контрольной группы различные, но у 28 % выбор профессии обусловлен занятиями внешкольной деятельностью.
Таким образом, резюмируя данные трех диагностических исследований можно сделать вывод, что уровень развития старшеклассников из контрольной группы значительно выше, чем у ребят из экспериментальной группы.
В качестве повышения результативности исследованных выше показателей испытуемым из экспериментальной группы было предложено заняться внешкольной деятельностью, а именно, «взять на себя» руководство и деятельность «Клуба старшеклассников», который был создан на базе школы, но не функционировал по причине отсутствия должного внимания как педагогического коллектива, так и самих учащихся к деятельности этого клуба. Аналогичные клубы функционируют в учреждениях дополнительного образования и являются местом внешкольной деятельности учащихся.
Клубы старшеклассников, которые действуют на базе общеобразовательных и внешкольных учебных заведений, при условии надлежащей организации педагогического процесса становятся институтами творческой жизнедеятельности и развития индивидуальных творческих способностей школьной молодежи; центрами активного досуга и улучшения психологического здоровья, снятия напряжения; школой формирования самостоятельности и местом выбора жизненного пути, проектированим личных планов и целей на будущее, обретением творческого опыта и всестороннего развития личности.
Мониторинг практической деятельности клубов старшеклассников дает основания утверждать следующее: клубы существенно дополняют деятельность основной школы в деле формирования жизненных компетентностей, развития творческой активности, интеллектуальных и творческих способностей молодежи, оказывают содействие в социализации и психологической адаптации детей старшего школьного возраста; клубы обеспечивают педагогическую организацию социально культурного влияния на развитие продуктивного творческого мышления воспитанников и их творческой активности, дают воспитанникам свободу выбора видов творческой деятельности, формируют индивидуальный стиль творческого поведения.
Для эффективности развития творческой активности, жизненных компетентностей личности в основу педагогического процесса клубов необходимо положить системно-целевой подход и максимальное приближение к естественным наклонам, нуждам и интересам воспитанников, признание приоритета воспитания и самоценности личности.
Клубы старшеклассников олицетворяют такие концептуальные подходы к организации учебной и воспитательной работы: гуманистический (приоритет общечеловеческих и моральных ценностей, значимость каждого человека, отдельного индивидуальной точки зрения); личностный (выбор каждым воспитанником собственной позиции, своего отношения к разным научным и социальным явлениям); интегративный (рассмотрение любых проявлений творческой деятельности в их взаимосвязи с жизненным и учебным опытом воспитанников клуба); диалогический (поиск путей взаимопонимания и творческого взаимодействия с теоретическими концепциями и их носителями).
Материалы по педагогике:
Влияние обычаев и традиций на
формирование личности
Формирование личности ребёнка, безусловно, включает и вопрос воспитания в ребёнке уважительного отношения к людям разных национальностей. Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу. У каждого человека имеется своеобразная, специ ...
Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе
интеграции искусств
Для дальнейшего исследования процесса развития музыкального восприятия у младших школьников нами была разработана методика, изложению которой посвящён данный раздел. Целью методики является: развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств. Задачи: 1. Обучающая – ...
Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...