Помимо этого, старшеклассники организовали работу «Клуба старшеклассников» в социальных сетях, где они могут обмениваться опытом с другими сверстниками, принимать участие в слетах и семинарах, приглашать к себе в клуб гостей на слет или семинар и т.д.
Через три месяца была проведена повторная диагностика уровня развития личности старшеклассников по выше описанным методикам.
1. Результаты повторной диагностики уровня самооценки и самопринятия представлены на рис. 3.
Как показывают данные рис. 3, результаты диагностики улучшились. Отмечается положительная динамика по всем показателям. И хотя изменения показателей нельзя назвать значительными, в целом есть тенденция к повышению уровня развития выделенных качеств личности. В должном объеме можно оценить динамику по истечению полного учебного года.
Рисунок 3 - Результаты первичной и повторной диагностики уровня самооценки и самопринятия старшеклассников, %
Тем не менее, положительная динамика свидетельствует о продуктивности выбранной работы и о её позитивном влиянии на развитие личности старшеклассников.
2. Результаты повторной диагностики уровня развития социальных навыков (рис. 4)
Рисунок 4 - Результаты повторной диагностики уровня развития социальных навыков старшеклассников, %
Результаты повторной диагностики уровня развития социальных навыков старшеклассников также показали положительную динамику. Повышение уровня социальных навыков свидетельствует о повышении социальной компетенции испытуемых. В общем виде социальные навыки - это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми. Цель использования социальных навыков - это создание согласия и взаимопонимания с другим человеком или группой. Повышение уровня социальных навыков можно рассматривать как повышение уровня развитие личности.
Повторная диагностика уровня профессионального самоопределения также показала положительную динамику. Старшеклассники более обдуманно стали относится к выбору профессии, некоторые изменили свое мнение в отношении выбора профессии «для диплома», некоторых заинтересовала общественная деятельность. И хотя ребята еще не ставят «во главу угла» общественную деятельность, но рассматривают её как возможную будущую профессию.
Разумеется, нельзя силой заставить старшеклассника заниматься внешкольной деятельностью, поэтому не все испытуемые будут в дальнейшем ею заниматься. Однако проведенное экспериментальное исследование показало, что привлечение старшеклассников к внешкольной деятельности оказывает положительное влияние на развитие личности. Следовательно, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
Изучение теоретических и научно-практических источников показало, что старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям.
Развитие личности в старшем школьном возрасте - процесс двуединый, включающий в себя уподобление другим в общении и, с другой стороны, отличие себя от других в процессе уединения. Одни и те же личностные особенности у одного старшеклассника являются временными, у другого - индивидуально-личностными. Таким образом, для достижения желаемого эффекта внешкольной работы, направленной на развитие личности старшеклассника, необходимо учитывать все вышеперечисленные особенности этого возраста.
Материалы по педагогике:
Сущностная характеристика процесса обучения
выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...
Эмоциональное развитие детей с общим недоразвитием речи
В 60-90 годы XX века в логопедии и в специальной психологии изучались в основном речевая и познавательная деятельность детей с речевой патологией с целью разработки программ для логопедических детских садов и речевых школ. Личностные и эмоциональные аспекты оставались практически не изученными. С п ...
Условия и методика проведения эксперимента
Экспериментальная работа проводилась в середине апреля. Эксперимент заключался в проверке уровня подготовки учащихся к восприятию текстов на слух. Работа велась на пяти уроках следующим образом: мы взяли группу учеников и провели срез в форме контрольной работы до начала эксперимента. Эта работа за ...