В экспериментальной группе низкий уровень самоотношения имеют 22% учащихся. В контрольной группе - 11 %. Низкий уровень свидетельствует об отсутствии у человека желания общаться с окружающими, желание проявлять эмоциональную открытость для конструктивного взаимодействия.
Низкий уровень самоценности в экспериментальной группе отмечен у 38 % испытуемых. В контрольной группе - у 4 %. Низкий уровень самоценности может говорить о невысокой оценке своего духовного потенциала, богатства своего внутреннего мира.
Низкий уровень самопринятия отмечен у 14 % испытуемых из экспериментальной группы и у 2 % из контрольной группы. Высокий уровень самопринятия в экспериментальной группе отмечен у 55 % учащихся, а в контрольной у 14 %. Низкие значения указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Высокие же значения данного показателя могут говорить о принятии себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Учащийся часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств.
Низкий уровень самопривязанности в экспериментальной группе имеют 5 % учащихся, в контрольной - 26 %. Низкий уровень самопривязанности, фиксируют высокую готовность к изменению «Я» - концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я». Желание развивать и совершенствовать собственное «Я» ярко выражено, источником чего может быть неудовлетворенность собой. Высокий уровень самопривязанности в экспериментальной группе имеют 44 %. В контрольной - 12 %. Высокий уровень данного показателя отражает высокую ригидность «Я» - концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования.
Таким образом, для учащихся из экспериментальной группы характерен нестабильный уровень самооценки от высокого до низкого, завышенный уровень самопривязанности. Самопринятие также находится на границе высоких и низких показателей, что говорит о заниженной или завышенной самооценке. Остальные показатели можно считать в переделах нормы. В целом, отмечается нарушение саморазвития и самосовершенствования, что тормозит полноценное развитие личности старшеклассника.
Диагностика уровня развития социальных навыков (рис. 2) показал, что в экспериментальной группе всего 12 % имеют высокий уровень развития социальных навыков.
Рисунок 2 - Результаты диагностики уровня развития социальных навыков в экспериментальной и контрольной группах
В то время как в контрольной группе 75 % имеют высокий уровень развития социальных навыков. Основные проблемы сформированности социальных навыков заключаются в завышенной оценке собственных социальных навыков и социальных навыков сверстников, либо, наоборот, в заниженной оценке социальных навыков. 28 % учащихся из экспериментальной группы адекватно относятся к собственным социальным навыкам и занижают оценку социального поведения сверстников.
Таким образом, можно сказать, что учащиеся из экспериментальной группы испытывают определенные трудности во взаимодействии с социальным окружением.
Диагностика готовности к профессиональному самоопределению показала, что в экспериментальной группе 38 % учащихся определились в выборе профессии, 32 % учащихся находятся на стадии «поиска себя», 18 % собираются после окончания школы устроиться на работу, 10 % относятся равнодушно к учебе и работа, а 2 % учащихся собираются после окончания школы пройти службу в армии.
Материалы по педагогике:
Исследование почв Южного Урала как метод
формирования геоэкологического мышления
Почвенные исследования, проводимые со школьниками в окрестностях своей школы, экологического центра или в местности, где проходит экспедиция, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы. Основным методом исследования почв в природе является сравнительно – географический, сущность кот ...
Контрольное обследование умственных способностей дошкольников
После первоначального обследования и проведения дидактических игр проведена повторная диагностика дошкольников. Брались те же диагностики: «10 картинок», «самое не похожее», и «расставь точечки». В этой методике у детей повысился объем внимания: Фамилия, имя ребенка Карточки Общая оценка 1 2 3 4 5 ...
Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...