В ходе такой беседы мы формировали у детей представлений о том, что добрый человек всегда помогает своему другу. Он делится с другими (игрушками, сладостями), выручает того, кто попал в беду. Добрый человек любит животных, птиц и заботится о них.
При работе со сказкой «Иван-царевич и серый волк» мы вначале рассказывали сказку детям. Затем, на последующем занятии, сказка рассказывалась повторно, и в процессе ее рассказывания педагог по изобразительной деятельности (данное занятие проводили два педагога) рисовал отдельных ее персонажей, тем самым вызывая у детей интерес к сказке и желание выполнить рисунок самим.
После этого детям было предложено нарисовать наиболее понравившегося персонажа или эпизод из сказки. Дети сразу с увлечением взялись за осуществление работы. Дошкольники, как правило, изображали Василису Премудрую в красивом платье или верхом на волке.
Некоторые из детей рисовали Иван-царевича в красивой одежде. В последующем были рассмотрены получившиеся работы детей, проведен анализ с использованием рассказывания отдельных эпизодов сказки самими дошкольниками. Занятие, построенное таким образом, оказало эффективное влияние на формирование таких проявлений как чувство гордости, осознание себя как части русского народа и другие.
Также нами был реализован комплекс мероприятий, включающий различные сказки, вызывающие эмоциональные переживания у детей в связи с поступками персонажей, и герои этих сказок проявляют разные нравственные качества, так или иначе характеризующие особенности проявления дружбы. Например, известная сказка "Зимовье зверей" в обработке А.Н.Толстого. Специфика методики проведения этого занятия с использованием данного произведения заключалась в том, что помимо вопросов, раскрывающих смысл поступков персонажей сказки, была дана установка на то, чтобы каждый ребенок поставил себя на место того персонажа, на который хотелось бы походить. Поначалу никто из детей не выбрал для себя образец поведения животных, действующих в сказке, мотивируя это тем, что все животные, и бык, и петух, и свинья, и гусь были каждый сам по себе и, кроме того, с помощью угрозы проникли в избушку быка. Детские реплики звучали так: "Баран был ленивый и не дружелюбный", "А гусь злой, оказывается, хотел весь мох из стен вытащить", "И свинья тоже нехорошая, избушку не строила, а хотела ее свалить", "Звери эти какие-то не дружные". В дальнейшем суждения детей изменились. Эти изменения были связаны с тем, что персонажи сказки стали вести себя по отношению друг к другу совсем иначе, попав в трудную ситуацию, когда защититься от волков можно было только всем вместе, дружно и слаженно. Детям стало понятно из сюжета произведения, что друзья познаются в беде, в преодолении общих трудностей.
В сказке "Крылатый, мохнатый, да масленый" система вопросов после прочтения произведения строилась так, чтобы подвести детей к пониманию образа жизни, основанного на коллективных взаимоотношениях, в частности, взаимопомощи, дружбе, заботливости и т.д. Само содержание произведения ясно на это указывает в самом начале: жили они поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Когда одному из героев кажется, что он работает больше других и он отказывается от своих обязанностей, перекладывая на других, неизбежно возникает разлад и конец дружбе. На вопрос "Что же произошло с друзьями?" большинство дошкольников правильно отвечали: "Воробей неправильно поступил, что всех заставил не свое дело делать", "Они поссорились и дружбу всю растеряли", "Нужно, чтобы каждый делал, что умеет" и т.д.
Дальнейшее развитие сюжета открывает перед детьми положительные перспективы отношений между персонажами. Дети это заметили, утверждая, что "воробей, мышь, да блин поняли, что не так поступили, как друзья", "Они бы не поссорились, если бы помогали друг другу", "Хорошо еще, что они задумались помириться, а то может все пропали бы", "Сказка закончилась, потому что они опять подружились". Выводы беседы были направлены на то, чтобы акцентировать внимание ребят на взаимоотношениях в группе детского сада. Уточнялось, что каждый из ребят, как и персонаж сказки "Крылатый, мохнатый, да масленый", является особенным, не похожим на других, нуждается в сочувствии и поддержке товарищей. Следовательно, все люди нуждаются в друге, в умении и желании дружить, оказывать взаимопомощь и поддержку.
Материалы по педагогике:
Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах
Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику. Затем идет письменное оп ...
Формирование культуры делового общения посредством
работы в системе Интернет
Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, И.О. Логвиновым, В.С. Леднёвым, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс ...
Семья как институт социализации
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов семьи, определенная структура ролей и норм взаимоде ...