Педагог может привлечь детей к изложению содержания уже знакомого произведения и поупражнять их в отсроченном пересказе. Отсроченный пересказ способствует выработке умения сохранять в памяти усвоенный материал в достаточно полном объеме и через определенный отрезок времени воспроизводить его. Так у детей постепенно пополняется запас художественных произведений, которые они свободно, живо пересказывают не только на занятиях, но и в ситуациях повседневного речевого общения со взрослыми и со сверстниками.
В приложении 5 мы приводим примерный перечень сказок, предназначенных для детского чтения. Выбор произведений обуславливался их содержанием, которое позволило формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность.
Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволило педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом использовалось повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей, способствует формированию дружеских отношений.
Беседы о сказках «Гуси-лебеди», «Морозко» и т. п. помогали формированию у детей доброжелательности и справедливого отношения к тем, кто несправедливо обижен, унижен.
Перед обобщающей беседой по этим произведениям воспитатель сделал такое вступление: «Вспомните, дети, в сказке «Морозко» рассказывается о том, что мать любила старшую дочь за то, что она была такая же некрасивая, как и она сама, а младшую не любила за ее красоту. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат? Давайте вместе подумаем». Вот что отвечали дети: «Несправедливо к ним относились, а я хорошо ко всем отношусь, младшая дочка добрая была. Я их всех люблю». Как видим, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить описанные события, поведение персонажей, а также выразить свои чувства. Таким образом, организованные беседы помогали переносить этические представления, полученные детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность. С этой целью в конце беседы о художественном произведении мы задавали детям примерно такие вопросы: о чем ты думал, когда слушал этот рассказ? Может быть, что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи. И т. п.
Одним из условий воспитания гуманных чувств, а это особенно важно при формировании дружеских взаимоотношений, является формирование у ребенка чувства прекрасного. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство - поэзия, музыка, живопись - способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма. В душе ребенка, умеющего радоваться, не остается места обидам, злобе, зависти. Взрослые же не всегда знают, как пробудить в ребенке чувство прекрасного. Общение детей с природой во время прогулок в парк, лес, на реку, в поле - одно из средств, вызывающих радость, развивающих восприимчивость к прекрасному. Поэтому педагог заранее готовился к таким прогулкам, создавал атмосферу радостного ожидания, таинственности, заинтересованности. «Дети,- говорит воспитатель,- завтра мы отправимся в страну ромашек. Постарайтесь увидеть в этой стране самое красивое. Потом мы об этом расскажем родителям, нарисуем картины». Такое вступительное слово взрослого помогло детям быть более наблюдательными при восприятии прекрасного в природе, и это способствовало воспитанию гуманных чувств.
Для всестороннего развития дружеских взаимоотношений мы включали детей в различную деятельность, связанную с осмыслением сказок. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказки народов мира» и др.
Воспитатели подбирали диафильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре дошкольники смотрели фильмы; спектакли по мотивам сказок. Взрослые способствовали развитию детских игр по мотивам сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.
В книжном уголке была подготовлена тематическая выставка. Здесь мы собрали сказки с богатым красочным описанием, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, где сказочные образы дают представление о морали, справедливости. Дети свободно могли пользоваться книгами, рассматривали иллюстрации, что помогало им вспомнить знакомые произведения.
Материалы по педагогике:
Каковы достоинства оригами
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи ...
Проявления стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
Стертая дизартрия (МДР — минимальные дизартрические расстройства) встречается очень часто у детей с ОНР (50— 80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия. Стертая дизартрия в логопеди ...
Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста
со стертой дизартрией
Ребенок не сразу овладевает умениями воспроизводить все слоги слова: сначала наблюдаются пропуски слогов (элизии). При овладении слоговой структурой слова ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появл ...