Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 8

Дружба и взаимопомощь как нравственные феномены начинают развиваться, однако без специального руководства представления об этих феноменах и особенности их реализации в процессе совместной деятельности имеют характер, противоположный представлениям о них как об общечеловеческих нравственных ценностях. Например, отношения между детьми "ты мне - я тебе", отсутствие интереса к внутреннему миру сверстника, бескорыстной помощи ровесникам, которых ребенок не считает другом, эмоционально-положительных проявлений радости за успех товарища и т.д.

Необходимость актуализации некоторых моральных представлений у детей и эмоционально-положительного отношения к реализации их во взаимоотношениях со сверстниками, побуждает нас провести теоретический анализ проблемы эмоционально - нравственной направленности личности старшего дошкольника и построить педагогический процесс по формированию у детей соответствующих представлений и основ нравственного поведения в коллективе сверстников.

Успешность процесса формирования дружеских отношений зависит от множества факторов. Мы выделили один из факторов – народную сказку. Преимущество народной сказки как средства воспитания нравственных чувств — в его эмоциональной оценке действительности. Народная сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Роль сказки в развитии ребенка дошкольного возраста велико. Чтение, рассказывание и пересказывание народных сказок ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, формируя, тем самым, предпосылки формирования у детей дружеских отношений.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы стремились преодолеть отчужденные позиции в отношении сверстников, не пользующихся популярностью, разрушить барьеры, отгораживающие ребенка от других. Необходимо было нейтрализовать страх недооценивания, отвержения у неуверенных в себе детей, выделив наиболее сильные стороны в структуре их индивидуальности. Важным представлялось показать самоценность каждой личности, в том числе и у агрессивных детей, пытающихся утвердиться в группе сверстников любым путем.

Мы исходили из того, что подчеркнутое внимание и доброжелательность товарищей помогут снять многие барьеры в установлении коллективных взаимоотношений.

Согласно перспективно-тематическому плану, мы реализовали комплекс мероприятий с использованием народной сказки, направленных на формирование дружеских отношений у детей экспериментальной группы.

Полученные в ходе контрольного этапа эксперимента результаты позволили нам сделать вывод об эффективности, проведенной нами работы по формированию дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок.

Результаты нашего исследования подтвердили гипотезу о том, что: формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

- с детьми старшего дошкольного возраста планируются и проводятся различные мероприятия с включением народных сказок;

- используются приемы, направленные на анализ народных сказок и умение инсценировать их;

- родители привлекаются к проведению различных мероприятий с включением народных сказок.

Отметим также, что цель работы достигнута, задачи решены.

Данной работой мы не решаем всех задач формирования дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста. В нашем исследовании мы сделали попытку рассмотреть народную сказку как одно из средств формирования дружеских взаимоотношений у детей. В дальнейшем мы планируем проведение исследовательской работы по формированию дружеских взаимоотношений у дошкольников в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы по педагогике:

Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования
В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются: a. объективность, b. надежность, c. валидность (действенность). Важнейшими принципами диагностирова ...

Понятие психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или гр ...

Знакомство ребенка со сказкой
Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости ...

Навигация