Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 7

Гистограмма 5 Динамика сформированности дружеских отношений у детей

Из приведенной таблицы и гистограммы мы видим, что уровень сформированности дружеских отношений у детей заметно повысился в обеих группах, но в экспериментальной группе произошли более заметные изменения. Таким образом, мы видим, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем сформированности дружеских отношений увеличилось на 25% и составило 40% детей, в контрольной динамика составила 10%. В экспериментальной группе на 35% сократилось количество детей с низким уровнем, тогда как в контрольной только на 20%.

Проведя качественный анализ результатов исследования, мы увидели, что количество детей с высоким уровнем сформированности дружеских отношений в экспериментальной группе заметно изменилось в лучшую сторону. Дети стали более доброжелательны, отзывчивы, активны. У некоторых детей наблюдаются дружеские отношения. Дети, которые на констатирующем этапе эксперимента показали низкий уровень сформированности дружеских отношений на данном этапе эксперимента показали средний уровень, а дети, которые показывали средний уровень показали на контрольном этапе высокие результаты.

В контрольной группе показатели практически не изменились. У детей этой группы также наблюдается средний и низкий уровень сформированности дружеских отношений.

Полученные в ходе экспериментального исследования результаты позволяют нам сделать вывод об эффективности, проведенной нами работы по формированию дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, используя народную сказку в работе с детьми, мы формировали у старших дошкольников представления о важнейших нравственных понятиях, а также эмоционально-положительное отношение к их проявлению не только по отношению к друзьям, но и к другим сверстникам.

Результаты эксперимента позволили нам сделать следующий вывод: формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

- с детьми старшего дошкольного возраста планируются и проводятся различные мероприятия с включением народных сказок;

- используются приемы, направленные на анализ народных сказок и умение инсценировать их;

- родители привлекаются к проведению различных мероприятий с включением народных сказок.

Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствует о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. Кроме того, ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения и интимности. Данные подтверждают вывод о том, что с одними из товарищей по группе он дружен, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет выраженную антипатию. Часто именно эти личные взаимоотношения в коллективе являются определяющими в формировании характерологических черт личности отдельного человека. Моральные нормы, которыми руководствуются взрослые, должны преломляться в более простых нравственных требованиях, которые предъявляются ребенку дошкольного возраста. Как показывает педагогический опыт и специальные психолого-педагогические исследования, к ним относятся требования играть и работать дружно, помогать друг другу в общем деле, не отнимать у сверстника игрушки и не ссорится с ним, бережно относиться к своим вещам и имуществу других и т.п.

Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Т.А. Репиной, Т.В. Антоновой, А.Л. Рояк и Р.А. Иванковой на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.

Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.

Изучение детских взаимоотношений и начал сотрудничества показало, что на протяжении дошкольного детства характер взаимоотношений детей в процессе различных видов деятельности меняется. Постепенно появляется направленность на сверстника, которая начинает выступать условием развития совместной деятельности, различных видов детского сотрудничества. Однако содержание деятельности без должного руководства остается бедным, а в связи с этим и взаимоотношения между детьми не получают полноценного развития, проявляются на уровне примитивных взаимодействий. Не обнаруживаются в достаточной мере важнейшие нравственные качества личности, такие как сочувствие и сопереживание, которые являются особенностями развивающихся коллективных взаимоотношений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного ш ...

Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...

Понятие психологической готовности к обучению в школе и подходы к его определению в психолого-педагогической литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются ...

Навигация