Гистограмма 3 Динамика статусных категорий у детей
После проведения исследования мы увидели, что в экспериментальной группе количество детей со статусной категорией «Предпочитаемые» увеличилось на 25% и составило 25%. В контрольной группе динамика лишь 10%. В экспериментальной группе также увеличилось число детей со статусной категорий «Принятые» на 20%, в контрольной группе только на 5%. В экспериментальной группе на 40% сократилось число детей с категорией «Непринятые», тогда как в контрольной динамика составила 5%.
Таким образом, мы можем заключить, что и в контрольной и в экспериментальной группе результаты изменились.
Однако в экспериментальной группе произошли более значительные изменения. Для завоевания лидерской позиции мало иметь высокий социометрический статус, необходимы еще и организаторские способности. Исследования показали, что между положением ребенка в группе и его качествами как участника деятельности существует тесная взаимозависимость: часто именно эти качества, и определяют статус дошкольника среди сверстников.
Чтобы укрепить позиции слабых и неуверенных в себе детей, мы назначали их себе в помощники, отмечая старание, ответственное и хорошее отношение к делу, укрепляя тем самым положение слабого ребенка в группе сверстников, а также воспитывая уверенность в себе. Надо отметить, что такой прием способствовал преодолению многих недостатков помимо неуверенности, в частности, таких как замкнутость, привычка жаловаться по любому случаю, обманывать, ссориться и др., мешающих формированию коллективных взаимоотношений.
После проведения социометрического исследования мы провели беседу с детьми, по результатам которой получили: в экспериментальной группе проявление дружеских отношений на высоком уровне у 40% детей, на среднем у 55%, на низком – 5%, отрицательный уровень не отмечен ни у кого. В контрольной группе высокий уровень дружеских отношений у 35% детей, средний у 50% детей, низкий у 15% детей, отрицательный уровень также не зафиксирован.
Результаты отражены нами в таблице 8 и гистограмме 4.
Таблица 8 Уровень проявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
Уровни/критерии |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий |
40% |
35% |
Средний |
55% |
50% |
Низкий |
5% |
15% |
Отрицательный |
0% |
0% |
Результаты проведенной диагностики мы также представили в виде гистограммы (гистограмма 4).
Гистограмма 4 Уровень проявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
Для прослеживания динамики показателей сформированности дружеских отношений нами также была построена таблица и гистограмма.
Таблица 9 Динамика сформированности дружеских отношений у детей
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
До эксперимента |
После эксперимента |
Разница |
До эксперимента |
После эксперимента |
Разница | |
Высокий |
15% |
40% |
+25% |
25% |
35% |
+10% |
Средний |
40% |
55% |
+15% |
35% |
50% |
+15% |
Низкий |
40% |
5% |
-35% |
35% |
15% |
-15% |
Отрицательный |
5% |
0% |
-5% |
5% |
0% |
-5% |
Материалы по педагогике:
Человек в процессе социализации
Человек как объект социализации. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полор ...
История развития и становления системы развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель – в Древней Греции, Квинтилиан – ...
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка
Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах. Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе д ...