Гистограмма 3 Динамика статусных категорий у детей
После проведения исследования мы увидели, что в экспериментальной группе количество детей со статусной категорией «Предпочитаемые» увеличилось на 25% и составило 25%. В контрольной группе динамика лишь 10%. В экспериментальной группе также увеличилось число детей со статусной категорий «Принятые» на 20%, в контрольной группе только на 5%. В экспериментальной группе на 40% сократилось число детей с категорией «Непринятые», тогда как в контрольной динамика составила 5%.
Таким образом, мы можем заключить, что и в контрольной и в экспериментальной группе результаты изменились.
Однако в экспериментальной группе произошли более значительные изменения. Для завоевания лидерской позиции мало иметь высокий социометрический статус, необходимы еще и организаторские способности. Исследования показали, что между положением ребенка в группе и его качествами как участника деятельности существует тесная взаимозависимость: часто именно эти качества, и определяют статус дошкольника среди сверстников.
Чтобы укрепить позиции слабых и неуверенных в себе детей, мы назначали их себе в помощники, отмечая старание, ответственное и хорошее отношение к делу, укрепляя тем самым положение слабого ребенка в группе сверстников, а также воспитывая уверенность в себе. Надо отметить, что такой прием способствовал преодолению многих недостатков помимо неуверенности, в частности, таких как замкнутость, привычка жаловаться по любому случаю, обманывать, ссориться и др., мешающих формированию коллективных взаимоотношений.
После проведения социометрического исследования мы провели беседу с детьми, по результатам которой получили: в экспериментальной группе проявление дружеских отношений на высоком уровне у 40% детей, на среднем у 55%, на низком – 5%, отрицательный уровень не отмечен ни у кого. В контрольной группе высокий уровень дружеских отношений у 35% детей, средний у 50% детей, низкий у 15% детей, отрицательный уровень также не зафиксирован.
Результаты отражены нами в таблице 8 и гистограмме 4.
Таблица 8 Уровень проявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
Уровни/критерии |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий |
40% |
35% |
Средний |
55% |
50% |
Низкий |
5% |
15% |
Отрицательный |
0% |
0% |
Результаты проведенной диагностики мы также представили в виде гистограммы (гистограмма 4).
Гистограмма 4 Уровень проявления дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
Для прослеживания динамики показателей сформированности дружеских отношений нами также была построена таблица и гистограмма.
Таблица 9 Динамика сформированности дружеских отношений у детей
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
До эксперимента |
После эксперимента |
Разница |
До эксперимента |
После эксперимента |
Разница | |
Высокий |
15% |
40% |
+25% |
25% |
35% |
+10% |
Средний |
40% |
55% |
+15% |
35% |
50% |
+15% |
Низкий |
40% |
5% |
-35% |
35% |
15% |
-15% |
Отрицательный |
5% |
0% |
-5% |
5% |
0% |
-5% |
Материалы по педагогике:
Современное состояние теории и практики использования пакетов
демонстрационной графики как средства наглядности обучения
Указанные положения классической дидактики сохраняют свое научное значение и для современного обучения. Разница состоит лишь в том, что в настоящее время весьма усовершенствована и получила широкое развитие система учебно-наглядных пособий, позволяющих сделать доступными наблюдению даже такие предм ...
Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования
Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация основывается на потребности — психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее ...
Особенности индивидуального стиля у тренеров
Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля тренера. В тренерах с активным положительным отношением к труду и высоким уровнем педагогического мастерства, но разными ...