Внимание к выбору слова подготавливает почву для элементарной стилистической дифференциации текстов, которая постепенно вводится в 3-4 классах в процессе развития речи.
Работа с синонимами - наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможностей как языка в целом, так и каждого его носителя. Русский язык очень богат синонимами. Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному - или выделяя в называемом предмете различные его стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения. Синонимы могут различаться, во-первых, оттенками лексического значения, во-вторых, эмоционально-экспрессивной окраской, в-третьих, стилистической принадлежностью, наконец, степенью употребительности и сочетаемостью с другими словами. Так, к слову глупый синоним бестолковый выражает некоторую грубость, пренебрежение, раздражение говорящего, синоним безмозглый крайне груб и употребляется лишь в разговорной речи.
В начальных классах не даётся теоретических сведений о синонимах, однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у учащихся понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:
а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;
в) специальные упражнения с синонимами;
г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;
д) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Элементарную работу с синонимами начинают в 1-м классе. Например, дети читают предложение: "Все они хотят счастья, светлого, чистого неба". Учитель обращает внимание учащихся на то, что слово солнечный усиливает значение слова светлый. Наглядна градация синонимов в стихотворении И. Сурикова "Белый снег…": "Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно".
Во втором классе учащиеся подбирают группы из 2-3 синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный и красивый, прекрасный (Ю. Яковлев. "О нашей Родине"). Во 2-4 классах целесообразно вводить группы из трёх синонимов и более: смелый, храбрый, отважный (воин); оберегать, беречь, охранять; ложь, неправда, враньё; сильный, могучий, непобедимый.
Примеры приемов работы с синонимами:
1. Даётся список слов, относящих к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно - два "конфликтных" слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит. Здесь "конфликтное" слово спит. Кроме того, в список включён фразеологизм глаз не сводит.
2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов). Школьникам даётся группа слов: огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный, микроскопический. Дети составляют ряды по возрастанию размеров: микроскопический, крохотный, маленький; большой, огромный, гигантский. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значение каждого слова, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, микроскопические букашки. Нашему продвижению вперёд мешали большие камни, огромные глыбы, гигантские утёсы.
Материалы по педагогике:
Роль физической культуры и спорта в формировании
здорового образа жизни
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе заним ...
Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией
По этиологическому признаку дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную. В случаях отсутствия органических нарушений говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механичес ...
Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управле ...