е) составление параллельных синонимических рядов.
Нередко говорящий или пишущий использует 2-3 синонима, противопоставляя им другой синонимический ряд, например:
Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную…
То ясную, кипучую, То грустную, плакучую…
(А. Прокофьев. "Берёза")
Школьники составляют аналогичные ряды. Дано: В лесу было тихо, спокойно. Составляют: В лесу было шумно, тревожно. Дано: Работает быстро, энергично. Составляют: Работает медленно, вяло.
Связь синонимии и антонимии - один из принципов словарной работы.
1. Перепишите, подбирая к выделенным вам антонимы. При затруднении используйте "Школьный словарь антонимов" М Р. Львова.
Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.
2. Прочитайте предложения. Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.
1. И очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть. (А. Гайдар.) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гл а д ко в.) 3. Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И. Гончаров.) 4. Надо быть милосердным, папа! (А. Чехов.) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас. 6. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. (А. Маршак.)
3. Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не (пишется слитно).
Сердечный - не. Добрый - не. Чуткий - не. Отзывчивый-.
Составьте предложения со словами первого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.
Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.
Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, "образных" значениях. Поэтому объяснение фразеологизмов следует проводить не только путём замены соответствующими синонимами, но и способом развёрнутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Вот, например, как выясняется значение фразеологической единицы золотые руки на основе анализа стихотворения М. Родиной "Мамины руки":
Говорят - у мамы Руки не простые.
Говорят - у мамы Руки золотые!
Я гляжу внимательно, Подношу поближе,
Трогаю и глажу - Золота не вижу.
Почему же люди Наши заводские
Говорят - у мамы Руки золотые?
Спорить я не буду, Им видней:
Ведь они работают С мамою моей!
Дети, конечно, сразу сообразят, что маму похвалили, они объясняют: "Золотые руки - так говорят про людей, которые хорошо работают, про умелых, про мастеров".
Обычно работа с фразеологической единицей завершается составлением предложения с нею.
Как вы понимаете значение данных оборотов речи?
Владеть собой; выдержать характер; много думать о себе; рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.
В книгах для чтения ("Родное слово") 1-4 классов насчитывается около 600 фразеологических единиц - в баснях, в народных сказках, пословицах, поговорках, в стихотворениях, рассказах: (бегут) во весь дух, выбились из сил, от зари до зари, уставились во все глаза, а воз и ныне там, готов и стол и дом, Москва - сердце Родины, собираться с силами, собираться с мыслями и др.
Знакомство с фразеологией происходит также в процессе внеклассной работы учащихся, в различных викторинах, играх.
В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, "крылатые слова" - литературные цитаты. Необходимо уделять серьёзное внимание использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов, в собственной речи. Оценивая собственный рассказ или пересказ, учитель отмечает удачно использованные фразеологические единицы.
Материалы по педагогике:
Особенности организации логопедической работы в коррекционной школе
Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речев ...
Игра-соревнование «Математический турнир»
Математический турнир является одной из форм командных соревнований. Основным содержанием турнира является решение разнообразных задач. Описанная игра-соревнование может найти широкое применение в учебной работе по математике в 5–7-х классах (по усмотрению организатора могут быть внесены изменения: ...
Приемы и техника игры в элементарный футбол
Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, примы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. Перемещение в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в фу ...