Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы - исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического разбора, и для письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельно ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их.
В книгах для чтения и в учебниках русского языка даётся значительное количество пословиц на самые разнообразные темы (чаще всего с темой и проблематикой прочитанных произведений), например: "Нет друга - ищи, а нашёл - береги. Маленькое дело лучше большого безделья. При солнышке тепло, при матери добро. Топор лучше шубы греет. С родной земли умри, не сходи. Мира не ждут, его завоёвывают. Свет победит тьму, а мир - войну. Мир строит, а война разрушает. Человек без Родины, что соловей без песни". Сборник народных пословиц должен стать настольной книгой учителя.
Школьники не просто запоминают пословицы, они связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы активизируются, т.е. входят в детское употребление.
Для того чтобы проверить реализацию гипотезы и эффективность работы над обогащением словарного запаса у учащихся 3-го класса при изучении глагола, был проведен эксперимент.
Данный эксперимент проводился в 3 "А" и 3 "Б" классах, которые работают по традиционной системе (Т.Г. Рамзаева. Русский язык.)
1. Констатирующий эксперимент
Задача: Выявить у учащихся наличие словарного запаса и качество знаний и умений использования слов в речи с учетом их сочетаемости с другими словами.
Содержание: учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему "Зимние забавы".
Результаты: после проверки работ мы обнаружили, что ребята допустили следующие ошибки:
1. Лексико-стилистические:
а) повтор одних и тех же слов
(Ребята вышли во двор и я тоже вышел.);
б) употребление слова в несвойственном ему значении в результате незнания нормативности употребления языковых единиц.
(Я лопатой ложил (клал) в коробку снег.);
в) неумение ограничить литературное слово от просторечного (стали вступать (наступали), кидаться снегом (бросать));
2. Морфолого-стилистические:
а) нарушение управления;
б) неудачный порядок слов в предложении;
(Я прокатился на санках, была сильная скорость).
Таким образом, были получены следующие результаты:
3 "А" и 3 "Б"
Всего писало (чел.) 14 - 15
Без ошибок (чел.) 0 - 0
2 ошибки (чел.) 5 - 6
3-4 ошибки (чел.) 9 - 9
Не справилось (чел.) 0 - 0
Качество знаний (%) 36,8 - 40
Вывод: следует больше уделять внимания работе по усвоению новых слов с учетом их сочетаемости и правильного применения на примере изучения глагола.
2. Обучающий эксперимент
Задачи: пополнение и развитие словаря учащихся; развитие речи детей, углубление знаний учащихся о глаголе (лексическое значение); наблюдение над употреблением глагола в прямом и переносном значении; работа над дикцией, артикуляцией звука.
Содержание: при изучении темы учащимся 3 "А" класса были предложены следующие задания.
Задание 1.
Вставить подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени.
Приключение Топтыгина.
Виктор Михайлов …… лесной дорогой на тракторе. Неожиданно на дорогу …… медвежонок. Он …… на задние лапы и удивленно …… на странную машину.
Виктор …… из машины, а медвежонок …… наутек. Но через две-три минуты …… из-за куста. Тут-то он и …… в крепкие руки тракториста.
В кабине медвежонок быстро ……. Он с удовольствием …… булку, …… сладкий чай.
В деревне…… народ. Толпа…… медвежонок, и он ……. Из глаз …… самые настоящие горючие слезы. Медвежонок …. их лапами.
Материалы по педагогике:
Категория «педагогическое проектирование»
Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором прои ...
Понятие психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или гр ...
Содержание курса
информатики и информационных технологий для 5 классов
По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе ...