Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Материалы о педагогике » Методика проведения словарной работы в начальной школе » Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов

Страница 7

Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Еж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверек сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдет на поправку.

Слова для справок: обуглился, привалился, пипетка.

В результате эксперимента были получены следующие результаты:

3 "А" и 3 "Б"

Всего писало (чел.) 14 - 15

Без ошибок (чел.) 3 - 2

2 ошибки (чел.) 6 - 5

3-4 ошибки (чел.) 5 - 8

Не справилось (чел.) 0 - 0

Качество знаний (%) 64,3 - 58,8

Сравнив данные результаты с результатами констатирующего эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что в экспериментальном (4 "А") классе после проведения обучающих уроков качество знаний повысилось на 20 %. А это значит, что разработанная методика способствует заметной активизации словаря младших школьников и уменьшению числа ошибок в речи.

Новое слово средней трудности в начальной школе может быть прочно усвоено, если оно повторяется на последующих трёх-четырёх уроках подряд не менее восьми - десяти раз в различных упражнениях и через небольшой промежуток времени вновь включается в упражнения или тексты для чтения.

Использование грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому объём словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важнее условие успешного развития речи.

Основными источниками пополнения словарного запаса учащихся являются разговорные уроки, повседневная речевая практика, чтение, а также ряд экстра - и социолингвистических факторов.

Наилучший толкователь значения слова - контекст. Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость. Однако встречаются и такие слова, которые не станут понятными только в результате прочтения текста.

Работа со словами активного запаса (упражнение детей в произношении этих слов, обучение составлять с ними предложения, включать их в тренировочные устные и письменные упражнения) существенно отличается от работы над словами пассивного словаря, которая ограничивается лишь объяснением их значения.

Работа по обогащению словаря учащихся лексикой имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому что она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему. Решению основной задачи словарной работы - обогащению активного лексического запаса учащихся - способствует систематическое закрепление вновь усвоенных слов. Основным условием закрепления новых слов является их повторяемость, систематическое употребление в связной речи.

Новые слова на каждом уроке русского языка следует давать в строго ограниченном количестве, что позволяет внести плановость и систематичность в подаче материала, воспитать у ученика ответственное отношение к словарной работе. Нормирование повышает ответственность и самого учителя за постановку словарной работы.

Готовясь к проведению разговорного урока, беседы по картине, экскурсии, учитель должен подбирать слова, которые должны усвоить учащиеся, намечать методические приёмы их объяснения и закрепления, составлять различные сочетания и предложения. При этом заранее надо предусмотреть возможные трудности, ошибки, виды лексической, фонетической и грамматической интерференции и с учётом их выбирать соответствующие упражнения и методические приёмы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Организация дидактических игр в подготовительной школе группе
Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их взрослые способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделить как общие так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключе ...

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития. I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети"). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподр ...

Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста
Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и реч ...

Навигация