Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО

Материалы о педагогике » Коррекция профессиональных деструкций у педагогов » Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО

Страница 7

– Да здравствует сказочная Королева лесного торжества! – слышится внизу переливающимся многоголосием.

– Будь счастлива, Лесная Королева! – И этой здравице вторит эхо: "Будь счастлива! Будь счастлива! Будь счастлива!" (Повторяйте за мной.)

"я буду счастлива! я счастлива! я счастлива сейчас!" – отвечаете вы и . постепенно просыпаетесь».

После релаксации психолог расспрашивает каждого из участников группы об ощущениях. Обязательно выясняет, возникал или нет образ, предложенный им. Представления, всплывающие в сознании участников группы, могут частично или полностью не совпадать с образами, предлагаемыми психологом. Важно выяснить, какие они (приятные или неприятные) и как влияют на самочувствие каждого участника.

Работа педагога образовательного учреждения среднего специального образования разнопланова и многогранна. Каждый педагог создает в своем образовательном учреждении собственную модель социально-психологического сопровождения образовательного процесса. Эта модель включает в себя создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; оказание социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса; обеспечение социально-психологических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения.

На этапе модернизации системы образования мы можем наблюдать рост интереса к проблеме профессиональных деструкций педагогов и способам их коррекции в образовательном учреждении. Объясняется это как объективными факторами, связанными с социально-профессиональной средой и влияющими на личность педагога (изменениями социально-экономической ситуации, учебно-пространственной среды, профессионально-образовательного процесса в русле введения новых образовательных стандартов), так и субъективными, обусловленными личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений.

Профессиональный труд педагогов отличается высокой степенью эмоциональной напряженности, требует постоянного проявления качеств моральной и социальной ответственности, альтруистической установки по отношению к ученикам. Постоянное переживание стрессов в профессиональной деятельности педагога ведет к негативным личностным изменениям, неудовлетворенности в работе, усталости. При этом нарастание равнодушия, формализма, редукции профессиональных обязанностей, факты вербальной и физической агрессии по отношению к детям мы должны изначально рассматривать как проявления механизмов психологических защит педагога, средств порой безуспешной адаптации психики к длительному стрессовому напряжению.

В психологии профессиональные деструкции понимаются как изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Негативные изменения качеств личности педагога (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), определяемые как профессиональные деформации личности, чаще наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Можно перечислить следующие основные общепедагогические деструкции:

1. Авторитарность. Проявляется в использовании преимущественно распоряжений, указаний, требованиях, наказаниях, оценивании, контролировании.

2. Педагогическая агрессия. Проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к «карательным» педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

3. Социальное лицемерие педагога. Обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

4. Педагогическое равнодушие. Характеризуется эмоциональной сухостью и развивается с годами как следствие эмоционального выгорания.

5. Выученная беспомощность. Формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Пешеходные прогулки, походы и экскурсии
При изучении влияния разных видов отдыха на здоровье учеными было доказано, что самым эффективным оздоровительным видом отдыха является туризм, связанный с физической тренировкой на лоне природе. Туристический поход обеспечивает сочетание всех составных частей полноценного отдыха (физическая активн ...

Обучаемый технике спортивных движений как личность
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), анатомические особенности, процессы созревания орган ...

Профилактика отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работ ...

Навигация