Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО

Материалы о педагогике » Коррекция профессиональных деструкций у педагогов » Методы коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО

Страница 8

6. Педагогический догматизм. Возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации, проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке.

7. Ролевой экспансионизм. Обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.

8. Монологизм. Это процесс с угасания способности к диалогу – не как к обмену «дежурными репликами», а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир «Другого» и отражению в нем своего внутреннего мира. Большое количество ситуаций, наблюдаемых на уроках, позволяют говорить не об истинном, а о псевдодиалоге. Главными его показателями являются: а) знание и проговаривание ребенком того, что от него хочет услышать учитель; б) оценивание высказываний ученика на основе их соотнесения с «эталонным ответом»; в) изобилие речевых штампов при отсутствии или дефиците неповторимых индивидуальных оттенков.

9. Формализм. Развивается формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».

10. Некомпетентность. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня профессиональной компетентности учителя.

Педагог – особая профессия, необыкновенно нужная, востребованная, творческая и в то же время очень напряженная и сложная. Специфические особенности педагогической деятельности способствуют психоэмоциональному и физическому истощению.

Любая деятельность оказывает влияние на личность, а работа педагога среднего профессионального образовательного учреждения – особенно: это постоянная активность, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимость быть всегда «в форме», невозможность выбора партнеров по общению, большое количество контактов и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности накапливается, и результатом является профессиональная деструкция в той или иной степени.

Проведенный нами анализ показывает, что эффективным средством коррекции профессиональной деструкции является использование способов саморегуляции и восстановления себя.

На психологических семинарах и тренингах педагоги оказывают друг другу методическую помощь; совершенствуют свое профессиональное мастерство; изучают и осваивают новые инновационные технологии, направленные на повышение качества профессиональной компетентности; обмениваются опытом работы в ссузе.

Социально-психологический тренинг, на наш взгляд, является наиболее эффективным способом работы психолога с профессионально обусловленными психологическими проблемами педагога. Его преимуществами являются:

1) высокая степень охвата педагогического коллектива как поля психологического воздействия по сравнению с индивидуальными формами работы;

2) формирование и поддержка благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе;

3) положительный эффект воздействия группы на личность, изменение индивидуальных суждений, оценки себя и окружающих в процессе дискуссий и групповой динамики;

4) возможность применения широкого спектра групповых методов работы из различных направлений практической психологии: психодрамы, символдрамы, арт-терапии, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии.

Организация социально-психологических тренингов должна осуществляться в общей системе профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деструкций личности педагога, которая включает диагностическое, просветительское и психокоррекционное направление деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

На этапе подготовки к тренингу желательно провести просветительскую работу в форме лекции, презентации, видеоролика в отношении заявленных психологических проблем педагогов, а также соответствующую диагностику, о результатах которой необходимо сообщить каждому.

Комплексный подход к организации педагогического тренинга по профилактике профессиональных деструкций означает, что программа тренинга должна включать упражнения различных уровней воздействия на личность.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы по педагогике:

Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "графо" - пишу) и "дислексия" (от лат. "лексо" - читаю). Частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Для обозначения наиболее тяжелых степеней эти ...

Принципы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
семейный воспитание ребенок Как известно, принципы воспитания - это наиболее общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в от ...

Принципы автоматизации составления учебных планов вузов
Эффективное управление процессом обучения возможно только при выполнении целой системы требований, предъявляемых к нему. Эти требования относятся, прежде всего, к качеству выпускаемых специалистов. Для совершенствования учебного процесса необходимы точно построенные модели, если не формализованные, ...

Навигация