Учитель технологии должен быть осведомлен о психологических барьерах, возникающих перед любым человеком, а перед ребенком – особенно, и уметь помогать школьникам в их преодолении.
Необходимо отметить, что очень важно формировать у школьников такие механизмы поведения, особенно в составе поисковых групп (творческих объединений учащихся), которые в будущем будут способствовать их адаптации в коллективах. Понятно, что эмоционально-волевое равновесие со средой и определенный набор стратегий и тактик, позволяющих находить решение новых проблем, неизбежно возникающих в процессе труда, формируются не сразу, а постепенно. И, естественно, в зависимости от конкретного педагогического замысла, учитывающего индивидуальность, требования могут быть персонифицированы, но их выбор целом постоянен. Такой творческий тренинг призван дать школьнику главное – интерес к жизни и труду, указать пути, по которым можно идти и искать, узнавать, изучать, постигать новое.
Альтшуллер выделяет такие качества и способности, которыми должна обладать творческая личность:
«1. Прежде всего нужна достойная цель – новая /ещё не достигнутая/, значительная, существенно полезная.
2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остаётся смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов – на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроль за выполнением этих планов – каждый день, каждый месяц.
3. Высокая работоспособность и выполнение намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» – в часах или единицах продукции.
4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать
5. Способность отстаивать свои идеи – «умение держать удар».
6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов – тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьёзных просчётов в планировании.
Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвёртым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ всё большее место отводиться комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А.А. Любищева). Разумеется, показ не примерах – начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой – результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвёртому пункту и отчасти по второму».
Результаты и их краткий анализ позволяет предположить, что качество и уровень мотивации является базовым фактором, определяющим успешность учебной деятельности, одним из показателей которой является креативность. Если так, то для целенаправленного развития креативности у учащихся необходимо выявлять и включать в процесс обучения мотивационные механизмы, способствующие развитию креативности.
Разработка дидактических средств и методов обеспечения для изучения раздела «Художественная обработка материалов» на примере темы: «Фелтинг – валяние непряденой шерсти»
Календарно-тематическое планирование
№ темы |
№ темы и урока |
Количество часов | ||
Всего |
Теория |
Практика | ||
1 |
1. Вводное занятие. Фелтинг. История создания. Материалы и принадлежности. Способы валяния шерсти. |
1 |
0,7 |
0,3 |
2. Приемы выполнения работ. Тренировочные упражнения. |
1 |
0,3 |
0,7 | |
2 |
3. Первые шаги. План проекта. |
1 |
0,3 |
0,7 |
4. Работа с проектом. |
1 |
- |
1 | |
3 |
5. Окончательная обработка изделия. |
1 |
- |
1 |
6. Защита проектов. |
1 |
- |
1 |
Материалы по педагогике:
Специфика словарной работы и её основные принципы
Словарная работа охватывает усвоение младшими школьниками в доступной форме новых слов и значений; начальную стадию ознакомления с эмоционально-экспрессивной окраской слов, сферой их употребления; усвоение понятий о многозначности и переносных значениях, о синонимах, антонимах, паронимах; активизац ...
Особенности физического развития младших школьников
Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте ...
Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...